Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 777188-6 "О внесении изменений в статью 226.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(в части уточнения правил налогообложения дохода по индивидуальным инвестиционным счетам)",
внесенный депутатом Государственной Думы А.Г. Аксаковым
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 226.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), касающиеся уточнения порядка исчисления и удержания сумм налога на доходы физических лиц налоговым агентом в отношении доходов от операций, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить перечень операций в интересах налогоплательщика, осуществляемых доверительным управляющим или брокером на основании договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, договора поручения, договора комиссии или агентского договора с налогоплательщиком, включив в него операции по погашению инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов (помимо содержащихся в действующей редакции Кодекса операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок).
Вместе с тем, следует отметить, что инвестиционный пай является именной ценной бумагой, удостоверяющей долю его владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах").
Кроме того, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 226.1 Кодекса, налоговым агентом при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок и операций, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, признаются доверительный управляющий или брокер, осуществляющие в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) операции с финансовыми инструментами срочных сделок на основании договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, договора поручения, договора комиссии или агентского договора с налогоплательщиком.
Доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде (пункт 7 статьи 214.1 Кодекса). Согласно статье 11 Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" погашение паев паевых инвестиционных фондов осуществляет управляющая компания.
С учетом изложенного внесение изменений в подпункт 1 пункта 2 статьи 226.1 Кодекса представляется излишне.
Пунктом 3 статьи 1 законопроекта предлагается распространить действующий порядок удержания налога на доходы физических лиц, установленный пунктом 9.1 статьи 226.1 Кодекса, на все операции, учитываемые на индивидуальном инвестиционном счете. В настоящее время указанный пункт регулирует порядок налогообложения только операций с ценными бумагами, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете.
Также пунктом 3 статьи 1 законопроекта в пункт 9.1 статьи 226.1 Кодекса вносятся изменения в части установления положения о ежегодном определении налоговым агентом налоговой базы по доходам от операций, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, и исчислении налога в отношении таких доходов. С учетом того, что законопроектом не предусматривается обязанность налогового агента по уплате исчисленного налога в бюджет, требуется дополнительное обсуждение целесообразности внесения данного изменения.
В отношении предлагаемого пунктом 3 статьи 1 законопроекта изменения момента удержания налога с даты прекращения договора на ведение индивидуального инвестиционного счета на дату выплаты дохода в пользу физического лица в связи с прекращением договора на ведение индивидуального инвестиционного счета следует отметить следующее.
Пунктом 10 статьи 226.1 Кодекса под выплатой дохода понимается выплата налоговым агентом наличных денежных средств налогоплательщику или третьему лицу по требованию налогоплательщика, а также перечисление денежных средств на банковский счет налогоплательщика или на счет третьего лица по требованию налогоплательщика.
Учитывая, что в случае принятия указанных изменений, при прекращении договора на ведение индивидуального инвестиционного счета налоговый агент может перечислять средства с индивидуального инвестиционного счета не на банковский счет налогоплательщика, а на иные счета, открытые у данного профессионального участника рынка ценных бумаг, без обязанности удержания налога, внесение изменений в пункт 9.1 статьи 226.1 Кодекса требует дополнительного обсуждения в целях недопущения возможности уклонения налогоплательщиков от налогообложения.
Также следует отметить, что статьей 2 законопроекта предусматривается вступление в силу закона со дня его официального опубликования. Вместе с тем, пунктом 1 статьи 5 Кодекса установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Учитывая, что законопроект направлен на устранение имеющихся пробелов в правилах налогообложения дохода по операциям, учитываемым на индивидуальных инвестиционных счетах, Комитет рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.