Заключение Счетной палаты РФ от 15 июня 2015 г. N ЗСП-131/03-02
на проект федерального закона N 777188-6 "О внесении изменений в статью 226.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(в части уточнения правил налогообложения дохода по индивидуальным инвестиционным счетам)"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 777188-6 "О внесении изменений в статью 226.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения правил налогообложения дохода по индивидуальным инвестиционным счетам) (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 18 мая 2015 г. N 239).
Законопроектом, внесенным депутатом Государственной Думы А.Г. Аксаковым, предлагается внести изменения в статью 226.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающую особенности исчисления и уплаты налога налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов, и предусмотреть ежегодное исчисление налога на доходы физических лиц по доходам от операций, учитываемых на индивидуальных инвестиционных счетах, а также распространить предлагаемый порядок удержания налога на доходы физических лиц на все операции, учитываемые на индивидуальных инвестиционных счетах, а не только на операции с ценными бумагами.
Полагаем важным отметить следующее.
Законопроектом предлагается внести изменение в пункт 9.1 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации и установить обязанность налогового агента удержать сумму налога на доходы физических лиц только в случае выплаты дохода в пользу физического лица в связи с прекращением договора на ведение индивидуального инвестиционного счета. При этом удержание осуществляется налоговым агентом на дату выплаты дохода в пользу физического лица в связи с прекращением договора на ведение индивидуального инвестиционного счета.
Действующей редакцией указанного пункта предусмотрена обязанность налогового агента производить исчисление, удержание и уплату суммы налога на дату прекращения договора на ведение индивидуального инвестиционного счета.
Согласно пункту 10 статьи 226.1 действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации под выплатой дохода в целях статьи 226.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации понимается выплата налоговым агентом наличных денежных средств налогоплательщику или третьему лицу по требованию налогоплательщика, а также перечисление денежных средств на банковский счет налогоплательщика или на счет третьего лица по требованию налогоплательщика.
Вместе с тем налогоплательщик - физическое лицо может иметь у одного профессионального участника рынка ценных бумаг на основании договоров на брокерское обслуживание несколько счетов внутреннего учета, одним из которых является индивидуальный инвестиционный счет.
По нашему мнению, реализация указанного положения законопроекта может привести к возникновению рисков того, что при перечислении денежных средств с индивидуального инвестиционного счета, в случае прекращения договора на его ведение, не на банковский счет физического лица, а на иные счета, открытые у данного профессионального участника рынка ценных бумаг, указанные суммы могут быть выведены из под налогообложения, поскольку, учитывая предложенные законопроектом изменения, налог удерживаться налоговым агентом не будет.
Кроме того, не ясна суть предложенного пунктом 3 статьи 1 законопроекта изменения в части определения налоговой базы по доходам налогоплательщика от операций, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, и исчисления суммы налога на доходы физических лиц в отношении этих доходов по окончании каждого налогового периода, если это не сопровождается перечислением налога в бюджет.
Также законопроектом предусмотрена обязанность налогового агента хранить документы, подтверждающие расчет налоговой базы и суммы налога в отношении доходов налогоплательщика, в течение всего срока действия договора индивидуального инвестиционного счета с этим налогоплательщиком и в течение трех календарных лет, следующих за календарным годом, на который приходится дата прекращения указанного договора.
Однако подпунктом 5 пункта 3 статьи 24 действующей редакции части второй Налогового кодекса Российской Федерации для налоговых агентов установлена обязанность обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов в течение четырех лет.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации представленный законопроект не поддерживает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.