Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 185195-6 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о переносе срока перевода деятельности розничных рынков в капитальные здания (строения, сооружения))",
внесенному депутатом Государственной Думы А.Ю. Мургой
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 24 января 2013 года (протокол N 74, пункт 57) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 185195-6 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о переносе срока перевода деятельности розничных рынков в капитальные здания (строения, сооружения), внесенный депутатом Государственной Думы А.Ю. Мургой.
Статьей 1 проекта предлагается продлить до 1 января 2015 года сроки вступления в силу переходных положений частей 2 и 3 статьи 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", устанавливающих требования о переводе временных сооружений на розничных рынках в капитальные здания.
В обоснование своей позиции авторы указывают, что не везде исполняются требования части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ, устанавливающие, что рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа.
Вместе с тем неспособность государственных органов власти отдельных субъектов Российской Федерации своевременно утвердить указанный план организации рынков, не может являться основанием для переноса сроков, установленных в публичных интересах всей страны. В стратегической перспективе перенос этих сроков увеличивает риски по защите жизни и здоровья людей, общественной безопасности и прав потребителей при торговле на всех розничных рынках Российской Федерации.
Более того, указанные сроки уже переносились с 1 января 2010 года на 1 января 2013 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Иными словами, учитывая, что положения статьи 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ вступили в силу с 1 апреля 2007 года (то есть на реализацию этих требований было отведено почти 6 лет), доводы авторов проекта представляются не обоснованными.
Кроме того, считаем, что продление установленного переходного периода не обоснованно поставит в неравные условия добросовестные управляющие компании, уже исполнившие требования по возведению капитальных строений рынков. В целом это дискредитирует систему законодательства Российской Федерации, основанную на равенстве прав и обязанностей участников регулируемых отношений.
Отдельно считаем нужным заметить, что в своей работе Комитет не один раз сталкивался с вопросом отмены или продления сроков вступления в силу переходных положений статьи 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ. Этот опыт показал, что отзывы предпринимателей, в первую очередь, связаны с опасениями последних относительно роста арендной платы в новых капитальных зданиях рынков и, соответственно, собственных убытков. Однако, отношения договоров аренды и их оплаты являются свободными и регулируются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а не Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ.
Как уже отмечал Комитет в своих заключениях на аналогичные законопроекты, эту проблему возможно решить посредством законодательных изменений, предусматривающих обязанность собственников передавать рынки (и механизм такой передачи) в муниципальную собственность, в случае неисполнения собственниками рынков указанных требований в установленный законом срок.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления указанный проект федерального закона не поддерживает.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.