Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 195125-6 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(о наделении субъектов Российской Федераций полномочием по установлению сроков капитального строительства розничных рынков)",
внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, Н.В. Коломейцевым, В.И. Бессоновым, В.А. Коломейцевым, Б.В. Иванюженковым и А.Е. Локоть в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 195125-6 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о наделении субъектов Российской Федераций полномочием по установлению сроков капитального строительства розничных рынков), и отмечает следующее.
Законопроект направлен на упорядочение требований к организации розничных рынков и предусматривает внесение изменений в части 3-5 статьи 24 "Переходные положения" Федерального закона от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о розничных рынках), которыми определяются сроки перевода деятельности розничных рынков в капитальные строения.
В частности, законопроектом предлагается предоставить право субъектам Российской Федерации самостоятельно определять сроки и порядок перевода деятельности розничных рынков исключительно в капитальные строения и, с учетом местных особенностей и особенностей развития территории, оставить возможность использования на таких розничных рынках временных строений и сооружений.
Следует отметить, что законопроект внесен в Государственную Думу ФС РФ 21 декабря 2012 года, т.е. непосредственно перед вступлением в силу переходных положений Федерального закона о розничных рынках, согласно которым с 1 января 2013 года продажа товаров на всех розничных рынках, за исключением сельскохозяйственных, сельскохозяйственных кооперативных рынков и розничных рынков, находящихся на территориях городов с численностью населения более 500 тыс. человек, должна осуществляться исключительно в капитальных зданиях (сооружениях). Опасение авторов вызывала ситуация, при которой реализация данных положений со стороны управляющих рынками компаний могла быть сорвана из-за отсутствия у таких компаний собственных средств и недоступности заемых средств.
Обращаем внимание на то, что целью принятия Федерального закона о розничных рынках была масштабная государственная задача по формированию цивилизованной формы организации розничных рынков. Для предотвращения значительного количества правонарушений и бесконтрольности, потребовалось принятие мер, обеспечивающих безопасность и качество реализуемых на розничных рынках товаров. Ставилась также цель по предотвращению нелегальной торговли, торговли контрафактными товарами и пресечению злоупотреблений в налоговой сфере. На момент внесения законопроекта, изменения в статью 24 Федерального закона о розничных рынках вносились уже дважды.
Многие добросовестные управляющие рынками компании, будучи субъектами предпринимательской деятельности, вложили значительные материальные средства и перестроились в новый формат капитальных строений. Вместе с тем, отдельные управляющие компании, используя преимущества недобросовестной конкуренции, продолжали осуществлять свою деятельность и неоправданно затягивали реализацию требований статьи 24, рассчитывая в очередной раз на изменение сроков перевода деятельности рынков в капитальные строения. При этом добросовестные управляющие компании терпели убытки и находились в заведомо проигрышной ситуации.
Отмечаем, ситуация по готовности территорий субъектов Российской Федерации к реализации установленных положений находилась под контролем уполномоченного органа исполнительной власти, который осуществлял мониторинг и непосредственно взаимодействовал с Главами всех регионов.
Действующими положениями Федерального закона о розничных рынках с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2014 г. N 492-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и Федеральным законом от 31.12.2014 г. N 493-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с особенностями применения законодательства Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", руководствуясь готовностью территорий субъектов Российской Федерации были приняты решения об установлении следующих особенностей правого регулирования к требованиям по застройке розничных рынков.
Так, в отношении всех видов розничных рынков, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, требование о переходе в капитальные строения будет применяться с 1 января 2020 года. В отношении сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, расположенных на территориях городов с численностью населения свыше 1 миллиона человек, - с 1 января 2016 года, а в отношении сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, расположенных на территориях городов и поселений с численностью менее 1 млн человек - сроки будут определяться законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, поднятая проблема в настоящее время урегулирована, а предложения законопроекта частично нашли свое отражение в действующей редакции Федерального закона о розничных рынках.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству не поддерживает проект федерального закона N 195125-6 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о наделении субъектов Российской Федераций полномочием по установлению сроков капитального строительства розничных рынков) в предлагаемой редакции и предлагает его отклонить.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.