Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 195125-6 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(о наделении субъектов Российской Федераций полномочием по установлению сроков капитального строительства розничных рынков)",
внесенному депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, Н.В. Коломейцевым, В.И. Бессоновым, В.А. Коломейцевым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 24 января 2013 года (протокол N 74, пункт 53) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 195125-6 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о наделении субъектов Российской Федераций полномочием по установлению сроков капитального строительства розничных рынков), внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, Н.В. Коломейцевым, В.И. Бессоновым, В.А. Коломейцевым.
1. Пунктом 1 проекта предлагается изложить часть 3 статьи 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в новой редакции, наделив субъекты Российской Федерации правом устанавливать сроки перевода рынков из временных сооружений и строений в капитальные здания.
Согласно действующей редакции части 3 статьи 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ указанные выше требования в отношении рынков должны были быть исполнены к 1 января 2013 года.
По мнению Комитета, в целом отмена переходного периода, в течение которого для торговли на рынках могут использоваться временные сооружения, необоснованно откладывает реализацию норм Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ, направленных на создание на розничных рынках условий торговли, в полной мере отвечающих требованиям по защите жизни, здоровья людей, общественной безопасности и прав потребителей.
Необходимо отметить, что предоставление права субъектам Российской Федерации устанавливать срок перевода розничных рынков в капитальные строения является спорным и ставит в неравные условия розничные рынки, расположенные в разных регионах. Реализация этого предложения поставит население и собственников рынков различных регионов в неравное положение, что в свою очередь войдет в противоречие с конституционными положениями о равенстве прав и обязанностей без какой-либо дискриминации (главы 1 и 2 Конституции Российской Федерации).
Кроме того указанные сроки уже переносились с 1 января 2010 года на 1 января 2013 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", то есть на реализацию этих требований было отведено почти 6 лет. В связи с этим предложения авторов проекта об их отмене представляются не достаточно логичными и аргументированными.
Также считаем, что отмена установленного переходного периода не обоснованно поставит в неравные условия добросовестные управляющие компании, уже исполнившие требования по возведению капитальных строений рынков. В целом это дискредитирует систему законодательства Российской Федерации, основанную на равенстве прав и обязанностей участников регулируемых отношений.
Отдельно необходимо отметить, что в своей работе Комитет не один раз сталкивался с вопросом отмены или продления сроков вступления в силу переходных положений статьи 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ. Этот опыт показал, что отзывы предпринимателей, в первую очередь, связаны с опасениями последних относительно роста арендной платы в новых капитальных зданиях рынков и, соответственно, собственных убытков. Однако, отношения договоров аренды и их оплаты являются свободными и регулируются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а не Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ.
2. Пунктом 2 проекта предлагается признать утратившей силу часть 4 статьи 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ устанавливающую, что аналогичные требования в отношении сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков применяются с 1 января 2015 года, а требования в отношении иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, - с 1 июля 2012 года.
Кроме того, пунктом 3 проекта предлагается восстановить и продлить до 1 января 2020 года положения части 5 статьи 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ, которые предусматривали, что до 1 января 2009 года предоставление торговых мест на розничных рынках гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 16 Федерального закона, при этом применяется упрощенная форма договора о предоставлении торгового места.
Помимо указанных в первой части заключения аргументов, необходимо отметить, что новеллы пунктов 2 и 3 проекта предложены авторами без какого - либо должного обоснования необходимости отмены срока исполнения этих требований в отношении сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков или восстановления процедуры упрощенной формы договора о предоставлении торгового места на розничных рынках гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством.
Как уже отмечал Комитет в своих заключениях на аналогичные законопроекты, эту проблему возможно решить посредством законодательных изменений, предусматривающих обязанность собственников передавать рынки (и механизм такой передачи) в муниципальную собственность, в случае неисполнения собственниками рынков указанных требований в установленный законом срок.
3. В дополнение, требуется отметить, что предлагаемые проектом изменения не согласованы с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ, предусматривающей общую норму о том, что с 1 января 2013 года оборудование и застройка рынков, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляются управляющими рынками компаниями.
Иными словами при буквальном прочтении текста предложения проекта вступают в противоречие с действующей нормой части 2 статьи 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления указанный проект федерального закона не поддерживает и рекомендует Государственной Думе данную законодательную инициативу отклонить.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.