Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 20731-6 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан",
внесенного депутатами Государственной Думы А.Д. Тычининым, В.А. Симагиным
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 20731-6 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", внесенного депутатами Государственной Думы А.Д. Тычининым, В.А. Симагиным (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование отношений в части установления размера и порядка исчисления членских и целевых взносов в огородническом, садоводческом и дачном некоммерческом объединении граждан.
Так, законопроектом вносятся изменения в статью 7 и статью 21 Федерального закона 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон), предусматривающие установление членских и целевых взносов на основании годовых отчетов правления садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и ревизионной комиссии (ревизора) пропорционально площади, из расчета одного квадратного метра земельного участка.
Комитет отмечает актуальность и важность проблемы, которую предложено урегулировать представленным законопроектом. Вместе с тем к законопроекту имеется ряд замечаний.
Так, требует дополнительной проработки вопрос об установлении членских и целевых взносов исключительно пропорционально площади земельного участка. Указанные положения, по мнению Комитета, не в полной мере отвечают всей специфики садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в том числе, по распределению между его членами земельных участков различного качества и различного в связи с этим размера выделяемых земельных участков. Следует учитывать, что на территории объединения отдельные земельные участки могут располагаться в границах территорий с особыми условиями использования (например, в границах охранных или санитарно-защитных зонах). При этом на другие, расположенные на территории этого же объединения земельные участки, имеющие такую же площадь, соответствующие ограничения могут не распространяться ввиду того, что данные земельные участки расположены за пределами территорий с особыми условиями использования.
В разъяснениях, данных в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014 г., указывается, что с учетом такого правового регулирования и исключительного права общего собрания членов СНТ на установление размера членских и иных взносов необходимо соблюдение со стороны общего собрания принципа равноправия при определении размеров членских взносов. При этом размер членских взносов не может устанавливаться произвольно, а должен иметь финансовое обоснование.
Вместе с тем, как указал Верховный суд Российской Федерации, не исключается возможность установления размера членских взносов в зависимости от размера участка, принадлежащего члену указанного объединения, установления обязанности по уплате членских взносов в размере, кратном количеству принадлежащих члену объединения земельных участков, поскольку наличие у одного лица участка (либо участков) большей площади, чем у других садоводов предполагает и соответствующее увеличение текущих расходов объединения, связанных с содержанием имущества общего пользования и обслуживанием большего по размеру участка.
Согласно пояснительной записке к законопроекту установление целевых взносов пропорционально площади земельных участков обусловлено соразмерностью владения долей в имуществе общего пользования, которое находится в совместном ведении членов такого садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения с учетом обязанности по его содержанию.
Вместе с тем, предлагаемые законопроектом нормы не соотносятся с положениями Федерального закона и положениями главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 4 Федерального закона в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов.
В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом партнерстве имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким партнерством на взносы его членов, является собственностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства как юридического лица
В соответствии со статьей 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
В соответствии с частью 1 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
В соответствии с частью 1 статьи 123.14 Гражданского кодекса Российской Федерации к исключительной компетенции высшего органа товарищества собственников недвижимости наряду с вопросами, в том числе, относится также принятие решений об установлении размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
Также необходимо отметить, что согласно действующей редакции статьи 53 Федерального закона уставы садоводческих, огороднических и дачных товариществ и садоводческих, огороднических и дачных кооперативов, созданных до вступления в силу Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами указанного Федерального закона в течение пяти лет со дня его официального опубликования.
Пунктом 4 статьи 1 законопроекта предлагается изменить статью 53 Федерального закона, согласно которой уставы садоводческих, огороднических и дачных товариществ и садоводческих, огороднических и дачных кооперативов подлежат приведению в соответствие с нормами указанного Федерального закона в течение одного года со дня его официального опубликования.
Учитывая, что Федеральный закон официально опубликован и вступил в силу в 1998 году, указанные изменения противоречат принципам действия гражданского законодательства во времени (статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, предложенная редакция статьи 53 Федерального закона исключает возможность освобождения садоводческих, огороднических и дачных товариществ и садоводческих, огороднических и дачных кооперативов от уплаты регистрационного сбора при государственной регистрации изменений их правового статуса в связи с их реорганизацией и приведением уставов в соответствие с нормами Федерального закона (пункт 2 статьи 53 Федерального закона), что, по мнению Комитета, является не обоснованным.
Комитет также отмечает, что в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 14 апреля 2014 года N Пр-840 Правительству Российской Федерации поручено подготовить изменения в законодательство Российской Федерации, на комплексной и системной основе регулирующие все отношения, касающиеся юридических лиц и граждан в области садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы до принятия или одобрения законопроекта в первом чтении субъект (субъекты) права законодательной инициативы, внесший (внесшие) законопроект, имеет (имеют) право по предложению ответственного комитета, оформленному решением ответственного комитета, изменить текст законопроекта и направить его на имя Председателя Государственной Думы.
Согласно части 7 статьи 112 Регламента Государственной Думы субъект (субъекты) права законодательной инициативы, внесший (внесшие) законопроект, вправе выразить свое мнение о данном предложении устно на заседании ответственного комитета, либо путем подачи письменного заявления на имя председателя ответственного комитета, либо путем направления на имя председателя ответственного комитета соответствующего решения субъекта права законодательной инициативы - коллегиального органа. В случае, если субъект (субъекты) права законодательной инициативы, внесший (внесшие) законопроект, не выразит (не выразят) свое мнение о данном предложении в течение 30 дней со дня направления ответственным комитетом указанного заключения либо выразит (выразят) свое несогласие с данным предложением, ответственный комитет осуществляет подготовку законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в порядке, предусмотренном статьей 111, частями первой - пятой настоящей статьи и статьей 113 Регламента Государственной Думы.
Решением Комитета от 13 сентября 2012 года N 19, п. 1.5. субъектам права законодательной инициативы было предложено изменить текст законопроекта в соответствии с замечаниями Комитета, изложенными в заключении Комитета, и направить его на имя Председателя Государственной Думы.
Вместе с тем, до настоящего времени субъектами права законодательной инициативы новый текст законопроекта в Государственную Думу не направлен.
Учитывая вышеизложенное Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству не поддерживает проект федерального закона N20731-6 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", внесенного депутатами Государственной Думы А.Д.Тычининым, В.А.Симагиным и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.