Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 212549-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)"
- внесен депутатом Государственной Думы С.В. Чижовым, а также А.Ю. Мургой в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект Федерального закона N 212549-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)", внесенный депутатом Государственной Думы С.В. Чижовым, а также А.Ю. Мургой в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы (далее - Законопроект), и сообщает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроект направлен на понуждение подрядчиков, осуществляющих работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений обязательств по поддержанию указанных объектов в надлежащем и безопасном для эксплуатации состоянии.
С указанной целью Законопроектом вносятся дополнения в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257), устанавливающие определение гарантийного срока, момент начала течения гарантийного срока, а также три группы конкретно указанных гарантийных сроков:
- для законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом участков автомобильных дорог;
- для законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом искусственных сооружений;
- для средств обустройства законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом участков автомобильных дорог, а также подходов к искусственным сооружениям
Кроме того, во избежание противоречий между Законом N 257 и Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) абзац второй статьи 756 ГК РФ дополняется нормой, позволяющей иным законам, помимо ГК РФ, устанавливать предельный срок обнаружения недостатков результата строительных работ.
Комитет поддерживает позицию авторов Законопроекта о том, что подрядчики, осуществляющие работы по строительству (реконструкции, капитальному ремонту, ремонту) автомобильных дорог и искусственных сооружений зачастую не исполняют своих обязательств по поддержанию указанных объектов в надлежащем и безопасном для эксплуатации состоянии, вместе с тем по Законопроекту имеется ряд существенных замечаний.
1. Пунктом 1 статьи 1 Законопроекта (проектируемый пункт 17 статьи 3 Закона N 257) дается определение гарантийного срока, в соответствии с которым гарантийный срок - период времени, в течении которого подрядчик, выполнивший работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту участка автомобильной дороги либо искусственного сооружения, обеспечивает заказчику их соответствие предъявляемым требованиям к качеству таких работ.
Вместе с тем, в настоящее время статьей 722 ГК РФ уже предусмотрено, что в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721).
Данные положения ГК РФ распространяются на все виды работ, выполняемые по договору подряда, включая работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту участка автомобильной дороги либо искусственного сооружения. В этой связи предлагаемое в законопроекте определение гарантийного срока представляется избыточным.
2. Согласно пункту 2 статьи 1 Законопроекта (часть 1 проектируемой статьи 22.1 Закона N 257) гарантийный срок исчисляется с момента сдачи заказчику законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом или ремонтом участков автомобильных дорог, средств обустройства участков автомобильных дорог, а также подходов к искусственным сооружениям.
В то же время согласно пункту 5 статьи 724 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, гарантийный срок начинает течь с момента, когда результат выполненной работы был принят или должен был быть принят заказчиком.
Аналогично замечанию N 1 следует заметить, что данные положения ГК РФ также распространяются на все виды работ, выполняемых по договору подряда, включая работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту участка автомобильной дороги либо искусственного сооружения. При этом в пояснительной записке к законопроекту не обоснована необходимость корректировки урегулированных ГК РФ понятия "гарантийный срок" и момента начала течения гарантийного срока.
3. В части содержащегося в пояснительной записке довода о необходимости урегулирования продолжительности гарантийных сроков в актах федерального законодательства, необходимо отметить, что, действительно, гарантийные паспорта на законченные строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом автомобильные дороги и искусственные сооружения на них, предусмотренные указанным в пояснительной записке распоряжением Минтранса РФ от 07.05.2003 N ИС-414-р "О введении в действие гарантийных паспортов на законченные строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом автомобильные дороги и искусственные сооружения на них", носят рекомендательный характер. Вместе с тем, предлагая установить в федеральном законе конкретные гарантийные сроки на участки автомобильных дорог, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт которых закончены, а также на средства обустройства, искусственные сооружения и подходы к ним, в пояснительной записке к законопроекту отсутствует обоснование установления именно таких сроков, учитывая, что многие из них не совпадают с гарантийными сроками, установленными выше указанным распоряжением.
Следует также отметить, что в целях установления гарантийных сроков законопроектом предлагается дополнить Закон N 257 понятиями, которые в федеральных законах не используются и не раскрываются (например, "дорожная одежда", "верхний слой покрытия капитального и облегченного усовершенствованного типа, переходного и низшего типов" и т.п.).
Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным рассмотреть возможность урегулирования конкретных гарантийных сроков соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
4. Согласно части 2 проектируемой статьи 22.1 Закона N 257-ФЗ предлагается установить отдельно гарантийные сроки для искусственных сооружений, гарантийные сроки для мостов, путепроводов, тоннелей, эстакад, для водопропускных труб. Вместе с тем, указанное положение не в полной мере согласуется с пунктом 3 статьи 3 Закона N 257, в соответствии с которым искусственные дорожные сооружения включают в себя мосты, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения.
В соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы до принятия или одобрения законопроекта в первом чтении субъект (субъекты) права законодательной инициативы, внесший (внесшие) законопроект, имеет (имеют) право по предложению ответственного комитета, оформленному решением ответственного комитета, изменить текст законопроекта и направить его на имя Председателя Государственной Думы.
Согласно части 7 статьи 112 Регламента Государственной Думы субъект (субъекты) права законодательной инициативы, внесший (внесшие) законопроект, вправе выразить свое мнение о данном предложении устно на заседании ответственного комитета, либо путем подачи письменного заявления на имя председателя ответственного комитета, либо путем направления на имя председателя ответственного комитета соответствующего решения субъекта права законодательной инициативы - коллегиального органа. В случае, если субъект (субъекты) права законодательной инициативы, внесший (внесшие) законопроект, не выразит (не выразят) свое мнение о данном предложении в течение 30 дней со дня направления ответственным комитетом указанного заключения либо выразит (выразят) свое несогласие с данным предложением, ответственный комитет осуществляет подготовку законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в порядке, предусмотренном статьей 111, частями первой - пятой настоящей статьи и статьей 113 Регламента Государственной Думы.
Решением Комитета от 11 декабря 2013 года N 71 , п. 2.3. субъектам права законодательной инициативы было предложено изменить текст законопроекта в соответствии с замечаниями Комитета, изложенными в заключении Комитета, и направить его на имя Председателя Государственной Думы.
Вместе с тем, до настоящего времени субъектами права законодательной инициативы мнение о данном предложении высказано не было, новый текст законопроекта в Государственную Думу не направлен.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству не поддерживает проект федерального закона N 212549-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" и рекомендует Государственной Думе его отклонить при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.