Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
о проекте федерального закона N 805659-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (в части установления упрощенного порядка предоставления права пользования участками недр местного значения для геологического изучения и (или) разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых при выполнении работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и железнодорожных путей общего пользования)"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 805659-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (в части установления упрощенного порядка предоставления права пользования участками недр местного значения для геологического изучения и (или) разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых при выполнении работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и железнодорожных путей общего пользования) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы С.Ю. Теном, В.В. Гутеневым А.М. Меткиным, Е.А. Гришиным, Р.Р. Ишмухаметовым, П.Р. Качкаевым, М.Е. Яшиным; Государственным Собранием - Курултай Республики Башкортостан (далее-авторы).
Рассматриваемый законопроект направлен на упрощение порядка предоставления права пользования участками недр в целях геологического изучения и (или) разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых при осуществлении работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и железнодорожных путей общего пользования, и предусматривает безаукционный способ предоставления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации права пользования недрами на срок реализации соответствующего проекта, в порядке, устанавливаемом законодательством субъекта Российской Федерации.
Поддерживая в целом необходимость упрощения порядка предоставления права пользования рассматриваемыми участками недр в целях снижения стоимости и сроков выполнения работ, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить, что единственным основанием предоставления права пользования недрами будет являться заключение договора, государственного или муниципального контракта на выполнение соответствующих работ, заключившие договор или контракт лица получат право добывать общераспространенные полезные ископаемые.
При этом процедуры, предусмотренные федеральным законодательством для заключения договора, государственного или муниципального контракта, направлены на эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия в закупках юридических и физических лиц, обеспечение прозрачности осуществления закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В свою очередь, требование законодательства о недрах, которые предлагается исключить для рассматриваемых участков недр, направлены на обеспечение защиты интересов государства как собственника недр, а также на комплексное рациональное использование и охрану недр.
Так, в проектную документацию на разработку месторождений полезных ископаемых включаются мероприятия по безопасному ведению работ, по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами, обеспечения уровня годовой добычи, степени извлечения полезных ископаемых и т.д.
В тоже время, прилагаемые к законопроекту материалы не содержат ссылок на аналогичные требования, предъявляемые к проектной документации на проведение строительных работ.
Таким образом, реализация предлагаемой законопроектом инициативы фактически поставит вопросы лицензирования пользования недрами в прямую зависимость от реализации механизмов, регулирующих отношения в контрактной системе закупок для государственных нужд
Предлагаемый законопроектом упрощенный порядок предоставления в пользование участков недр, в случае нецелевого использования добываемых полезных ископаемых и их дальнейшей реализации может поставить в неравное положение уже действующих на рынке хозяйствующих субъектов. Следует рассмотреть вопрос о запрете отчуждения или перехода от одного лица к другому добываемых на рассматриваемых участках общераспространенных полезных ископаемых.
Целью предлагаемых законопроектом изменений является сокращение сроков реализации проектов строительства, ремонта и содержания автомобильных и железных дорог. В связи с этим, предоставление рассматриваемых участков недр для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, представляется нецелесообразным, учитывая срок геологического изучения, предусмотренный абзацем вторым части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации "О недрах".
Также, принимая во внимание, что законопроектом предлагается предоставлять участки недр в пользование на срок действия контракта или договора на производство работ по дорожному строительству, считаем необходимым часть 1 статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах" дополнить таким основанием для прекращения права пользования недрами, как досрочное расторжение контракта или договора.
Необходимо отметить, что в законопроекте не отражен случай, при котором право пользования недрами в соответствии с действующим законодательством досрочно прекращено, а контракт или договор продолжает действовать.
Законопроектом также не предусмотрены работы по рекультивации земель, нарушенных вследствие добычи общераспространенных полезных ископаемых в целях выполнения контракта или договора на осуществление дорожной деятельности.
В целях оптимизации процедуры перехода права пользования участками недр в случае изменения исполнителя по контракту или договору в статье 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах" следует предусмотреть специальное основание для переоформления лицензий на право пользования участками недр местного значения, используемых для целей дорожного строительства.
Комитет обращает внимание на то, что предоставление в безаукционном порядке участков недр может привести к сокращению доходов региональных бюджетов, поступающих от уплаты разовых платежей за право пользования участком недр победителями аукциона.
По мнению Комитета, решать поставленную законопроектом задачу необходимо путем определения баланса интересов государства как заказчика соответствующих работ и государства как собственника недр, в связи с чем законопроект нуждается в доработке.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию не поддерживает концепцию законопроекта.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует авторам доработать законопроект до его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.