Заключение Счетной палаты РФ от 8 октября 2015 г. N ЗСП-190/03-02
на проект федерального закона N 828659-6 "О внесении изменений в подпункт 4 пункта 1 статьи 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 828659-6 "О внесении изменений в подпункт 4 пункта 1 статьи 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части увеличения размеров стандартных налоговых вычетов на детей-инвалидов) (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 14 сентября 2015 г. N 251).
Законопроектом, внесенным депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, В.А. Васильевым, О.Ю. Баталиной и др., предлагается увеличить размеры стандартных налоговых вычетов, предоставляемых за каждый месяц налогового периода родителю, супруге (супругу) родителя, усыновителю, опекуну, попечителю, приемному родителю, супруге (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок в возрасте до 18 лет, являющийся ребенком-инвалидом, или учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, интерн, студент в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы (далее - налоговый вычет). Также законопроектом предлагается увеличить размер накопленного с начала налогового периода дохода налогоплательщика, в случае превышения которого налогоплательщик теряет право на применение налоговых вычетов в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрена дифференциация размера налогового вычета в зависимости от категории получателей. Так, для родителя, супруга (супруги) родителя и усыновителя он составит двенадцать тысяч рублей, а для опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супруги) приемного родителя - шесть тысяч рублей. Действующим законодательством установлен единый для всех размер налогового вычета - три тысячи рублей. При этом материалы к законопроекту не содержат какого-либо обоснования предлагаемого решения.
Кроме того, принятие законопроекта повлечет сокращение доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Так, согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту реализация норм законопроекта приведет к сокращению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в общем размере, не превышающем 10 млрд. рублей, при этом отсутствует расчет указанной суммы выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и не определены источники компенсации выпадающих доходов.
Отсутствуют сведения о численности лиц, которые смогут воспользоваться стандартным вычетом по новым правилам, и объемах уплачиваемого ими налога, что не позволяет оценить масштаб потерь бюджетов субъектов Российской Федерации из-за сокращения поступлений налога иа доходы физических лиц.
Учитывая социальную направленность законопроекта, тем не менее следует принимать во внимание другую актуальную проблему - сокращения дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации.
В этой связи при рассмотрении законопроекта необходимо решить вопрос об источниках компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов, а также проработать законопроект с законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного законопроект и материалы к нему требуют доработки до рассмотрения в первом чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.