Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 743606-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации " О занятости населения в Российской Федерации" (о квотировании рабочих мест для лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы и осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы)",
внесенный Государственным Советом Республики Коми
Досье на проект федерального закона
Как следует из пояснительной записки, целью проекта федерального закона N 743606-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" является содействие в трудоустройстве гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и гражданам, осужденным к наказаниям, не связанным с лишением свободы, путем квотирования рабочих мест.
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения), согласно которым устанавливаются квоты для приема на работу лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов), т.е. в том же размере, что и квоты для приема на работу инвалидов.
Вместе с тем, по данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 1 января 2015 года в Российской Федерации 15 миллионов инвалидов, а число осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, по состоянию на 1 марта 2015 года - 550 тысяч человек. В уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах состоят на учете 430 тысяч человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, то есть лиц, на которых распространяется действие законопроекта, менее 1 миллиона человек.
Следует отметить, что согласно пункту 2 статьи 5 Закона о занятости населения лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, относятся к гражданам, испытывающим трудности в поиске работы. В свою очередь, государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Кроме того, государство обеспечивает дополнительные гарантии путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами (пункт 1 статьи 13 Закона о занятости населения).
Также подпунктами 3 и 8 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона о занятости населения определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся, в том числе, разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, а также организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Законопроектом предусматривается исключение из установленного пунктом 2 статьи 13 Закона о занятости населения общего правила (квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Данное исключение предполагает в ряде случаев установление квот для приема на работу инвалидов в соответствии с Законом о занятости населения (для лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы и лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы).
Данное положение может привести к правовой неопределенности, поскольку лицо, являющееся, например, осужденным к наказанию, не связанному с лишением свободы, и одновременно инвалидом может быть трудоустроено как по квоте, предусмотренной Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", так и по квоте, предусмотренной Законом о занятости населения (в редакции законопроекта).
Также законопроектом предлагается дополнить Закон о занятости населения, положениями, предусматривающими установление квоты для приема на работу лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, признанных в установленном порядке безработными.
При этом такая категория лиц, как условно осужденные и осужденные, которым отбывание наказания отсрочено, законопроектом не предусмотрена.
Кроме того, уголовно-исполнительным законодательством уже предусмотрен механизм трудоустройства лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Предлагаемое законопроектом квотирование рабочих мест для лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, приведет к их неравному положению по сравнению с иными испытывающими трудности в поиске работы категориями трудоспособных граждан. Проблема трудоустройства лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, связана в большинстве случаев не с отсутствием подходящих для них рабочих мест, а с низкой мотивацией к труду у самих граждан, относящихся к указанной категории. Трудоустройство таких граждан в счет квоты будет крайне незначительным и не принесет желаемого эффекта.
Кроме того, в материалах законопроекта не содержится объективного обоснования причин отказа работодателей в приеме на работу граждан данной категории и причин отсутствия у них работы, не приводятся расчеты общей потребности в рабочих местах для трудоустройства граждан из числа бывших осужденных.
В связи с этим представляется целесообразным обеспечить востребованность на рынке труда лиц, освобожденных из мест лишения свободы, путем их профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, организации временного трудоустройства, для чего субъекты Российской Федерации располагают всеми необходимыми инструментами.
Таким образом, нормативное регулирование вопросов занятости и содействия в трудоустройстве данной категории граждан является достаточным и не требует дополнения.
Одновременно, законопроектом предлагается наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации новым полномочием в области содействия занятости населения по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в течение одного года со дня освобождения), признанных в установленном порядке безработными, лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, признанных в установленном порядке безработными, в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов.
В то же время, в финансово-экономическом обосновании утверждается, что реализация представленного законопроекта дополнительных финансовых затрат не потребует, однако они будут необходимы для исполнения новых видов расходных обязательств органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 3 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв и от 2 субъектов Российской Федерации отрицательный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы, говорится о том, что предлагаемое законопроектом установление квот при приеме на работу указанных категорий граждан приведет к их неравному положению по сравнению с иными испытывающими трудности в поиске работы категориями трудоспособных граждан.
Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, проект федерального закона не поддержали.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 743606-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.