Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 809925-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" по вопросам использования ресурсов сетей связи для целей оповещения и информирования населения"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 2 июля 2015 года (протокол N 247, пункт 34) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 809925-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" по вопросам использования ресурсов сетей связи для целей оповещения и информирования населения", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект направлен на повышение эффективности системы реагирования на угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и возникающие чрезвычайные ситуации и создание дополнительных условий для своевременного оповещения и оперативного информирования населения о чрезвычайных ситуациях через сети связи и средства массовой информации.
В части своих вопросов ведения Комитет отмечает, что законопроект предусматривает (абзац 5 статьи 1) установление обязанности оператора связи (за исключением операторов связи, оказывающих услуги связи для целей эфирного и (или) кабельного вещания) осуществлять информирование пользователей услугами связи о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проводить пропаганду знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в области обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности. Основанием для такого информирования и пропаганды должны служить возмездные договоры, заключенные с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления (пункт 2 проектируемой статьи 66.1 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи").
Таким образом, законопроект вводит различия в покрытии расходов операторов связи, связанных с оповещением и с информированием пользователей услугами связи: оповещение осуществляется безвозмездно, а информирование (пропаганда) - за плату.
Использование объектов инженерной инфраструктуры операторов связи для размещения на этих объектах специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей и подключение указанных средств законопроектом предусматривается также осуществлять на основе возмездных договоров между операторами связи и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 проектируемой статьи 66.1 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи").
Комитет в целом поддерживает общую направленность законопроекта на повышение эффективности системы оповещения и оперативного информирования населения о чрезвычайных ситуациях через сети связи и средства массовой информации, вместе с тем отмечая, что положения законопроекта, связанные с возможностью заключения вышеуказанных договоров с органами сразу двух и более уровней власти нуждаются в конкретизации. Комитет считает необходимым обратить внимание на требование пункта 4 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с которым федеральные законы, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления. По мнению Комитета, отсутствие в законопроекте конкретного разграничения компетенции между органами власти различного уровня может привести либо к нерациональному (излишнему) использованию бюджетных средств, либо наоборот, неосуществлению важных мероприятий из-за отсутствия ясности в порядке определения зон ответственности, совместного финансирования и т.п.
В целом Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддерживать концепцию проекта федерального закона N 809925-6 и рекомендовать Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении при условии дальнейшей доработки положений законопроекта с учетом замечаний, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.