Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 779566-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций",
внесенному депутатами Государственной Думы Н.Н. Гончаром, В.В. Куминым, А.Г. Аксаковым, Н.В. Герасимовой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона (далее - проект), сообщаем следующее.
В проектируемом подпункте 8 пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 4015-I) требует уточнения редакция "единоличный исполнительный орган (органы)". Указанная редакция не соответствует используемому в Федеральном законе N 4015-I понятию "единоличный исполнительный орган".
В проектируемом пункте 1 статьи 32.1 Федерального закона N 4015-I и далее в тексте проекта нуждается в уточнении понятие "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции регулятора финансового рынка" (какой федеральный орган имеется в виду). При этом обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" Центральному банку Российской Федерации переданы, в том числе полномочия по регулированию финансовых рынков.
В проектируемом пункте 6 статьи 32.1 Федерального закона N 4015-I и далее в тексте проекта редакцию "в соответствии с законами о банкротстве" рекомендуется заменить словами "в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве)".
Кроме того, в проектируемом пункте 6 статьи 32.1 Федерального закона N 4015-I и далее в тексте проекта неясным является положение "неисполнение обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами". Возможно, имеются в виду бюджетные обязательства, которые определены Бюджетным кодексом Российской Федерации как расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
В новой редакции пункта 4 статьи 10.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) определено положение, согласно которому требования настоящей статьи не распространяются на кредитные организации, осуществляющие деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг. Вместе с тем, в проектируемой редакции пунктов 1 и 2 указанной статьи установлены, в том числе требования, которым должен соответствовать руководитель структурного подразделения кредитной организации, созданного для осуществления деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг.
В соответствии с проектируемым подпунктом 16 пункта 1 статьи 10.1 Федерального закона N 39-ФЗ под несоответствием лица требованиям к деловой репутации понимается аннулирование у лица квалификационного аттестата на соответствующий вид деятельности, выданного федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков и (или) организациями, аккредитованными на осуществление аттестации специалистов финансового рынка. В этой связи обращаем внимание, что на основании статьи 49 Федерального закона N 39-ФЗ к правам саморегулируемой организации в случае, если такая организация аккредитована Банком России, отнесена выдача квалификационных аттестатов.
В новом пункте 1 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" дана ссылка на перечень, утвержденный Министерством финансов Российской Федерации. Обращаем внимание, что в соответствии с указанным перечнем определены государства и территории, не только не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), но и предоставляющие льготный режим налогообложения.
На основании пунктов 6, 8 статьи 5 проекта пункт 7 статьи 39, пункт 7 статьи 45 Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" признаются утратившими силу. Обращаем внимание, что такие пункты в указанной статье отсутствует.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 7 статьи 39, пункт 7 статьи 45" следует читать "подпункт 7 пункта 2 статьи 39, подпункт 7 пункта 2 статьи 45"
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 проекта пункт 11 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах" (далее - Федеральный закон N 325-ФЗ) признается утратившим силу. Вместе с тем, согласно указанному пункту дано разъяснение понятия "финансовая организация". При этом определен конкретный перечень организаций, относящихся к финансовым. В этой связи требует уточнение основание исключения указанного положения из Федерального закона N 325-ФЗ и определение на основании положений проекта в качестве финансовой организации кредитной или некредитной финансовой организации.
В соответствии с нормами проекта установлены положения, относящиеся к деятельности Банка России. В этой связи, необходимо учесть требование статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", согласно которому проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.