Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 7 октября 2015 г.
на проект федерального закона N 779566-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций",
внесенный депутатами Государственной Думы Н.Н. Гончаром, В.В. Куминым, А.Г. Аксаковым, Н.В. Герасимовой
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 779566-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) сообщает следующее.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в 15 законодательных актов, регламентирующих требования к деловой репутации и финансовому положению учредителей (участников), органов управления и должностных лиц финансовых организаций. Законопроектом также предлагается ввести квалификационные требования, предъявляемые к органам управления финансовых организаций и их должностным лицам.
Комитет поддерживает концепцию, направленную на установление комплексных квалификационных требований и требований к деловой репутации руководителей и должностных лиц финансовых организаций.
Вместе с тем конструируемые нормы, по мнению Комитета, должны быть существенным образом доработаны ко второму чтению с позиции учета как характера, так и масштаба деятельности различных финансовых организаций, а также учета различного объема полномочий органов управления финансовых организаций.
Кроме этого должны быть дополнительно проработаны предъявляемые законопроектом требования к деловой репутации. Так, например, такой критерий, как отсутствие неисполненных обязательств перед бюджетом любого уровня бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в случае неуплаты штрафа за нарушение правил дорожного движения, очевидно, не носит причинно-следственной связи с оценкой деловой репутации лица и возможностью или невозможностью осуществления руководящих функций в финансовой организации.
Положения законопроекта, устанавливающие требования к деловой репутации должностных лиц путем установления процедуры представления доказательств их непричастности к действиям (бездействию), повлекшим отзыв лицензии или исключение из реестра финансовой организации по предыдущему месту работы, требуют соотнесения с положениями законодательства, устанавливающими презумпцию невиновности. Комитет полагает, что установление виновности или невиновности лица является процессуальным действием, осуществляемым компетентным органом власти в установленном законом порядке. Только факт признания лица виновным в действиях (бездействии), повлекших в прошлом отзыв лицензии у финансовой организации, может быть положен в основание для отказа в назначении на должность в другой финансовой организации.
Комитет полагает, что требования о трехмесячном сроке действия согласования с Банком России кандидатуры на должность в финансовую организацию должно соотноситься со сроками фактического назначения на должность в случаях, когда такое назначение может осуществляться общим собранием акционеров (участников), если возможность такого назначения отнесена уставом общества к компетенции общего собрания акционеров (участников).
Комитет считает, что проектируемая норма законопроекта о запрете лицу распоряжаться 10 и более процентами голосов в финансовой организации в том случае, если участник такого лица ранее владел более 20 процентов его голосов и утратил лицензию кредитной или иной финансовой организации вследствие нарушения закона, является избыточной. По мнению Комитета, лицо, обладающее 10 и более процентами голосов в финансовой организации, не может нести последующие репутационные риски за действия своего участника, не являвшегося основным.
Комитет также отмечает необходимость дальнейшей проработки вопросов, связанных с ограничениями распоряжениями акциями (долями), на предмет минимизации рисков свободного распоряжения таким имуществом и баланса с требованиями гражданского законодательства.
Учитывая изложенное, предлагаемое регулирование требует значительной дополнительной проработки, в том числе с целью недопущения необоснованного вмешательства в деятельность финансовых организаций. Комитет считает, что проект федерального закона N 779566-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций", может быть рекомендован к принятию в первом чтении только при условии его доработки ко второму чтению по обозначенным вопросам.
Председатель Комитета |
Н.Н. Гончар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.