Заключение Счетной палаты РФ от 30 октября 2015 г. N ЗАМ-10/11
на проект федерального закона N 911759-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год"
(утв. Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 октября 2015 г. N 47К (1058)))
Досье на проект федерального закона
1. Общие положения
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год", представленный Правительством Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, подготовлено в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" на основании:
результатов проведенного Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата) контрольного мероприятия "Проверка обоснованности показателей проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год";
анализа соответствия показателей проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерация на 2016 год" (далее - проект федерального закона о бюджете Фонда, законопроект, проект бюджета Фонда) положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 года "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов;
результатов оперативного и последующего контроля исполнения бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, ФСС) за предыдущий год и отчетный период текущего года;
прогнозных данных об ожидаемом исполнении бюджета Фонда за 2015 год.
В ходе контрольного мероприятия проведена проверка документов и материалов, разработанных при формировании проекта бюджета Фонда и представленных Фондом по состоянию на 16 октября 2015 года
2. Общая характеристика проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страховании Российской Федерации на 2016 год"
2.1. Порядок и сроке формирования проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерация на 2016 год"
В соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2015 г. N 273-ФЗ "Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" проект федерального закона о бюджете Фонда составлен на 2016 год.
Законопроект подготовлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 1010 "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период" и Методическими указаниями по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (письмо Минфина России от 9 июля 2015 г. N 16-01-08/38621) (далее - Методические указания Минфина России).
Согласно Графику подготовки и рассмотрения в 2015 году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (утвержден Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И. Шуваловым 8 апреля 2015 г. N ИШ-П13-2280) проект федерального закона о бюджете Фонда направлен Фондом в Минтруд России 5 августа 2015 года (исх. N 02-11-09/03-3301П).
В ходе подготовки федерального закона о бюджете Фонда на 2016 год изменялись параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываемого Минэкономразвития России (варианты прогнозов от 24 августа 2015 года, 17 сентября 2015 года, 12 октября 2015 года).
Уточненные параметры бюджета Фонда на 2016 год предоставлялись Фондом в Минтруд России письмами от 22 сентября 2015 г. исх. N 02-11-03/3-1373 и от 9 октября 2015 г. исх. N 11-09/03-4293П.
По состоянию на 19 октября 2015 года проект федерального закона о бюджете Фонда согласован Минэкономразвития России (письмо от 13 октября 2015 г. N 29210-АВ/Д04и), Минюстом России (письмо от 14 октября 2015 г. N 09/118229-МГ) и Минфином России (письмо от 19 октября 2015 г. N 12-07-08/59817) и внесен в установленном порядке в Правительство Российской Федерации (письмом Минтруда России от 19 октября 2015 г. N 20-08/10/П-6456).
При подготовке доходной части бюджета использованы следующие показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года (письмо Минэкономразвития России от 12 октября 2015 г. N 29026-АУ/ДОЗи):
фонд заработной платы на 2016 год - 19 903 млрд. рублей (на 2014 год - 17 737 млрд. рублей, на 2015 год -18 599 млрд. рублей);
номинально начисленная среднемесячная заработная плата - 36 838 рублей (на 2014 год - 32 495 рублей, на 2015 год - 34 352 рубля);
прогноз индекса потребительских цен на 2016 год - 106,4%;
прогноз потребительских цен на конец 2015 года - 112,2%.
Показатель рождаемости, по данным Минтруда России, принят на 2016 год - 0,9882 (число родившихся 1 929 тыс. чел.), на 2015 год - 1,0022 (число родившихся 1 952 тыс. чел.).
Доля застрахованного фонда заработной платы в общем объеме фонда заработной платы запланирована в размере 83,72% (в 2015 году - 84%).
При формировании расходной части бюджета учтено, что бюджетные ассигнования бюджета Фонда увеличены с 1 февраля 2016 года на доиндексацию размеров социальных выплат до фактического уровня инфляции 2015 года (6,4%) согласно статье 4 Федерального закона от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Формирование законопроекта осуществляется без принятия Правительством Российской Федерации стратегических документов по развитию соответствующих видов страхования и в отсутствии оценочных показателей, характеризующих уровень страхового обеспечения как компенсацию утраченного заработка застрахованных лиц при наступления страхового случая.
2.2. Структурные особенности и основные характеристики проекта федерального закона о бюджете Фонда социального страховании Российской Федерации на 2016 год
В законопроекте отражены основные характеристики бюджета Фонда, перечни главных администраторов доходов бюджета Фонда и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда, источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2016 год, распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам, подразделам, целевым статьям расходов и видам расходов классификации расходов бюджетов, особенности использования бюджетных ассигнований бюджета Фонда в сфере социальной политики и особенности исполнения бюджета Фонда.
Законопроект сформирован в соответствии с приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
Статьей 1 законопроекта устанавливаются следующие основные характеристики бюджета Фонда на 2016 год:
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 614 493 531,6 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 471 391 047,8 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 103 483 369,9 тыс. рублей, межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме 20 865 102,9 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) в сумме 18 754 011 тыс. рублей;
2) объем расходов бюджета Фонда на 2016 год определен в сумме 647 978 476,6 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 516 892 621,4 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 91 466 741,3 тыс. рублей, за счет межбюджетных трансфертов в сумме 39 619 113,9 тыс. рублей;
3) объем дефицита бюджета Фонда запланирован в сумме 33 484 945 тыс. рублей, включая объем дефицита бюджета по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 45 501 573,6 тыс. рублей и объем профицита по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 12 016 628,6 тыс. рублей.
Источником внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2016 год по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определен остаток средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (часть 2 статьи 3 законопроекта).
Объем бюджетных ассигнований, направляемых Фондом на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2016 год определен в сумме 568 432 286,4 тыс. рублей (часть 2 статьи 4 законопроекта).
В целом структура законопроекта соответствует требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
Анализ пояснительной записки к законопроекту показал, что она носит описательный характер, прогнозная информация в ней представлена лаконично и фрагментарно, отсутствуют алгоритмы и формулы расчета прогнозных показателей дохода, ожидаемые расходы не обосновываются.
3. Анализ соответствия проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год положениям послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (в части бюджетной политики), указов Президента Российской Федерация от 7 мая 2012 года
Законопроект ориентирован на выполнение положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 года "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" и реализацию целей и задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
В части исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Фонд продолжает мониторинг качества предоставления социально значимых услуг с целью достижения целевых показателей.
Положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части установленных полномочий реализуются Минтрудом России. В законопроекте предусматриваются расходы на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
Государственная программа "Доступная среда на 2011 - 2020 годы" по состоянию на 19 октября 2015 года Правительством Российской Федерации не утверждена
4. Анализ соответствия проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год Бюджетному кодексу и иным нормативным правовым актам Российской Федерации
Проект федерального закона о бюджете Фонда на 2016 год сформирован в соответствии с принципами бюджетной системы Российской Федерации, определенными главой 5 Бюджетного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 145 Бюджетного кодекса проект бюджета Фонда представлен в Правительство Российской Федерация вместе с проектом федерального закона "О тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год".
Положения проекта федерального закона о бюджете Фонда соответствуют федеральным законам от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случая временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ), от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-I) и иным законодательным и нормативным правовым актам, регламентирующим расходные обязательства Российской Федерации в сфере социальной политики, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5. Доходы проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год
В соответствии со статьей 146 Бюджетного кодекса доходы бюджета Фонда сформированы за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджета ФОМС, передаваемых Фонду, и иных поступлений.
В целом доходы бюджета Фонда на 2016 год сформированы в объеме 614 493 531,6 тыс. рублей, что на 95 012 360,7 тыс. рублей, или на 18,3% выше утвержденного показателя 2015 года.
Доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусмотрены в объеме 471 391 047,8 тыс. рублей, что на 84 245 382,3 тыс. рублей, или 21,8% выше прогнозируемого показателя 2015 года.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством планируются в объеме 471 121 259,8 тыс. рублей, что на 6,6% выше утвержденного показателя 2015 года. На повышение объема поступлений за счет данных страховых взносов повлияло увеличение предельной величины базы для начисления страховых взносов до 718 тыс. рублей (в 2015 году - 670 тыс. рублей), прогнозного номинального объема фонда оплаты труда до 19 903 млрд. рублей (в 2015 году - 18 599 млрд. рублей) и средней заработной платы в Российской Федерации до 36 838 рублей (в 2015 году - 34 352 рубля). Наряду с этим, по данным Фонда, увеличивается число страхователей, состоящих на учете в Фонде. Так, по состоянию на 1 января 2015 года состояло на учете 5 335 956 страхователей, по состоянию на 1 июля 2015 года- 5 465 718 страхователей (увеличилось на 2,4%).
Доходы от страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством рассчитаны путем применения установленного размера страхового тарифа к застрахованному фонду заработной платы с учетом влияния коэффициента сбора страховых взносов, который планируется в 2016 году на уровне 0,999 (в 2014 году - 0,997, в 2015 году - 0,996).
Расчет суммы страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлен на основе установленных статьями 58 - 58.5 Закона N 212-ФЗ тарифов для основной категории страхователей в размере 2,9 процента.
На 2016 год пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации для некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохранены на уровне 2015 года (в размере 0%).
Проверка показала, что в составе доходов от страховых взносов в качестве отдельных сумм не учитывается объем поступлений в виде недоимки по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, образовавшейся в предыдущие периоды. Мониторинг данных по суммам погашенной задолженности по срокам ее образования Фондом не осуществляется в связи с отсутствием соответствующих программных средств. Задолженность страхователей Фондом при расчете коэффициента сбора страховых взносов на планируемый период учитывается эмпирически, соответствующие обоснования отсутствуют. Данный механизм учета недоимки не позволяет определить общий объем задолженности, которая поступит в доходную часть бюджета. При этом сумма недоимки по данному виду страхования в 2013 году взыскана в объеме 5 743 012,3 тыс. рублей, в 2014 году - 6 143 869,2 тыс. рублей, за I полугодие 2015 года - 2 845 627,89 тыс. рублей.
Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний запланированы в объеме 103 483 369,9 тыс. рублей, что на 6 174 370,4 тыс. рублей, или 6,3% выше утвержденного показателя 2015 года
Страховые взносы по данному виду страхования запланированы в объеме 97 768 500 тыс. рублей, что на 6,8% выше плановых значений 2015 года (91 547 143,1 тыс. рублей).
Расчет объема страховых взносов произведен исходя из прогнозируемого фонда оплаты труда на 2016 год (19 903 млрд. рублей), средневзвешенного по видам экономической деятельности тарифа страховых взносов (0,5%) и коэффициента полноты сбора страховых взносов (0,98).
Необходимо отметить, что в соответствии с проектом федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год" в 2016 году предусмотрено сохранение действующих с 2006 года размеров страховых тарифов (от 0,2 до 8,5 процента), дифференцированных по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска (32 класса), и действующих для некоторых категорий страхователей (плательщиков страховых взносов, использующих труд инвалидов; общественных организаций инвалидов; организаций и учреждений общественных организаций инвалидов) льгот по уплате страховых взносов, предусматривающих их уплату в размере 60 процентов от уставленных тарифов.
Также планируется сохранить в 2016 году для индивидуальных предпринимателей, привлекающих труд работников - инвалидов I, II и III группы, льготу в размере 60 процентов по уплате страховых взносов в Фонд. Практика показывает, что сбалансированность внутри классов профессионального риска соблюдается не всегда. Так, в 2014 году более 60% страхователей (3,2 млн.) были отнесены к 1 классу профессионального риска, число страхователей, отнесенных к 20-32 классам, составляло лишь 138,2 тыс. единиц, или 2,6 процента При этом в 2014 году сумма начисленных страховых взносов страхователей, отнесенных к 1 классу профессионального риска составляла 23,0 млрд. рублей, что в 3,2 раза превышала расходы на страховое обеспечение (7,3 млрд. рублей), в I полугодии 2015 года по 1 классу профессионального риска сумма начисленных страховых взносов превышала сумму расходов также в 3,1 раза. В то время как, по классам (21, 25, 28, 30, 32) ситуация обратная, т.е. произведенные в 2014 году и в I полугодии 2015 года расходы в 3 раза превышали начисленные страховые взносы, уплаченные страхователями, относящимися к данным классам профессионального риска (по 30 классу превышение расходов над доходами в 2014 году составило 1,75 раза (в I полугодии 2015 года - 2,4 раза), по 32 классу в 2014 году - в 3,6 раза (в I полугодии 2015 года - в 3,8 раза).
Таким образом, за счет страховых взносов по низким классам профессионального риска обеспечивается финансирование выплат по более высоким классам, при этом не учитывается, что дифференциация страхового тарифа обуславливается также необходимостью экономического стимулирования работодателей к созданию условий по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
При этом рассчитанный средний страховой тариф по видам экономической деятельности в 2016 году в размере 0,50% позволит обеспечить достаточное поступление страховых взносов для финансирования обязательств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Страховые взносы рассчитаны с учетом, что в 2016 году применяются скидки и надбавки для страхователей.
При этом Счетной палатой Российской Федерации неоднократно отмечалось, что преференции по уплате страховых взносов вводятся без нормативного закрепления в законодательстве целей их установления и органов, ответственных за мониторинг достижения таких целей. Не утверждаются показатели эффективности действия преференции, не определяются сроки, после которых следовало бы вернуться к вопросу о целесообразности ее сохранения в дальнейшем.
Как и по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством доходная часть бюджета Фонда занижена на сумму задолженности по начисленным страховым взносам в прошлые периоды, поскольку данные поступления не учтены в составе доходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Задолженность за 2013 год поступила в объеме 3 862 813,1 тыс. рублей, за 2014 год - 5 190 701,5 тыс. рублей, за I полугодие 2015 года - 2 426 974,06 тыс. рублей.
Доходы от размещения временно свободных средств планируются в объеме 5 291 230 тыс. рублей. Расчет дохода произведен с учетом прогнозируемого остатка средств страхового резерва на 1 января 2016 года (92 500 000 тыс. рублей), средней процентной ставки по депозитным вкладам (7%) и количества месяцев предполагаемого размещения (10 месяцев).
Данные о прогнозируемом объеме капитализированных платежей и количестве страхователей, находящихся в стадии банкротства, формируются на основании информации, представленной в региональные отделения Фонда от ликвидационных комиссий или налоговых органов. Поступления капитализированных платежей предприятий рассчитаны в соответствии с Методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 72, и определены в объеме 238 383,8 тыс. рублей, что на 70 616 тыс. рублей, или 22,9%, меньше утвержденного показателя 2015 года. При обосновании дохода бюджета Фонда принималось во внимание, что в 2016 году поступления капитализированных платежей предприятий не ожидаются в 23 региональных отделениях Фонда.
Поступления единого социального налога, уплачиваемого за налоговые периоды до 1 января 2010 года, в доходной части бюджета Фонда на 2016 год не запланированы, поскольку не могут быть достоверно оценены. По итогам исполнения бюджета Фонда объем поступлений за счет единого социального дохода составил в 2013 году - 17,5 млн. рублей, в 2014 году - 14,1 млн. рублей, а за 1 полугодие 2015 года - 5,9 млн. рублей.
Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда (в части реализации основных средств), запланированы в объеме 8 557,5 тыс. рублей. Расшифровка показателей, применяемых при расчете суммы поступлений по доходам от реализации имущества, Фондом не представлена, в связи с чем оценить достоверность прогнозируемого объема средств не представляется возможным.
Доходы от прочих неналоговых поступлений запланированы в объеме 37 375,7 тыс. рублей, в том числе доходы от прочих неналоговых поступлений в Фонд (в части невостребованной кредиторской задолженности) - 2200 тыс. рублей, от страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых лицами, добровольно вступившими в правоотношения по данному виду страхования - 35 175,7 тыс. рублей (из расчета стоимости страхового года на 2016 год для 1 субъекта - 2 322,9 рублей и числа субъектов, вступивших в правоотношения, - 15 143 застрахованных).
В нарушение пункта 6 статьи 41 Бюджетного кодекса расчет неналоговых доходов осуществлен Фондом без методического обеспечения планирования платежей, являющихся источником неналоговых доходов бюджета Фонда.
Средства федерального бюджета на обеспечение сбалансированности и на компенсацию выпадающих доходов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2016 году не предусматриваются. Согласно части 3 статьи 3 законопроекта в 2016 году на данные цели планируется направить остатки средств бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случая временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 14 000 000 тыс. рублей.
6. Расходы проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2016 год определен с соблюдением норм, установленных статьями 145 и 147 Бюджетного кодекса.
Объем расходов в целом составит 647 978 476,6 тыс. рублей, что на 45 291 187,6 тыс. рублей, или 7%, выше утвержденного показателя 2015 года.
Расходы Фонда на 2016 год по разделам классификации расходов распределены следующим образом:
Наименование |
Рз |
ПР |
Объем средств (тыс. рублей) |
|||
исполнено за 2014 год |
утверждено на 2015 год |
прогноз исполнения в 2015 году |
планирование на 2016 год |
|||
Всего |
|
|
546 184 862,6 |
602 687 289,0 |
612 031 055,8 |
647 978 476,6 |
Общегосударственные вопросы |
01 |
|
24 238 451,8 |
25 665 712,5 |
25 662 940,2 |
24 628 342,4 |
Международные отношения и международное сотрудничество |
01 |
08 |
5 303,4 |
11 570,0 |
8 797,7 |
7 762,7 |
Другие общегосударственные вопросы |
01 |
13 |
24 233 148,5 |
25 654 142,5 |
25 654 142,5 |
24 620 580,2 |
Образование |
07 |
|
86 826,6 |
96 912,4 |
96 912,4 |
201 273,4 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
07 |
05 |
86 826,6 |
96 912,4 |
96 912,4 |
201 273,4 |
Социальная политика |
10 |
|
521 859 584,2 |
576 924 664,1 |
586 271 203,2 |
623 148 860,8 |
Социальное обеспечение население |
10 |
03 |
520 897 337,3 |
576 056 221,4 |
585 412 024,2 |
619 525 513,2 |
Охрана семьи и детства |
10 |
04 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2 419 931,5 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
10 |
05 |
23 690,0 |
26 400,0 |
26 400,0 |
28 089,6 |
Другие вопросы в области социальной политики |
10 |
06 |
938 556,9 |
842 042,7 |
832 779,0 |
1 175 326,5 |
По разделу 01 "Общегосударственные вопросы" в 2016 году объем расходов определен в сумме 24 628 342,4 тыс. рублей (96% от утвержденного показателя 2015 года).
Расходы по подразделу 01 08 "Международные отношения и международное сотрудничество" предусмотрены в сумме 7 762,7 тыс. рублей (67% от утвержденного показателя 2015 года).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2002 г. N 891 "Об участии Фонда социального страхования Российской Федерации в деятельности Международной ассоциация социального обеспечения" данные средства планируется направить на уплату ежегодного членского взноса в МАСО. Размер взноса утверждается на 3 года на всемирном форуме социального обеспечения. В ноябре 2013 года размер взноса на 2014 - 2016 годы утвержден в сумме 112,5 тыс. швейцарских франков. Бюджетные ассигнования рассчитаны с учетом изменений прогнозируемого среднегодового курса доллара США по отношению к рублю в 2016 году - 63,3 рубля за доллар США.
В нарушение пункта 4 Правил ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621, в реестре расходных обязательств Фонда в качестве основания возникновения расходных обязательств по уплате взносов в МАСО указано международное соглашение (договор) без номера и даты.
Расходы по подразделу 01 13 "Другие общегосударственные вопросы" предусмотрены в объеме 24 620 580,2 тыс. рублей (96% от утвержденного показателя 2015 года).
Численность сотрудников центрального аппарата и территориальных органов Фонда в 2016 году составит 31 820 штатных единиц. Расходы на оплату труда и содержание работников запланированы в объеме 16 713 245,7 тыс. рублей, или 100,1% к 2015 году. Увеличение расходов обусловлено тем, что в соответствии с Методическими указаниями Минфина России в качестве "базовых" объемов на 2016 год Фондом приняты бюджетные ассигнования, которые были утверждены Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" с учетом их уменьшения в связи с отказом от индексации в 2015 году расходов на оплату труда работников федеральных государственных учреждений на 5,5%,
Расходы на обеспечение деятельности центрального аппарата и территориальных органов Фонда запланированы в соответствии с приказом Фонда от 11 июня 2015 г. N 250, которым утверждены расчетно-нормативные затраты на обеспечение деятельности центрального аппарата и территориальных органов Фонда. Приказ подготовлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений".
Расходы в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2016 год предусматриваются в объеме 2 728 255,4 тыс. рублей (79,7% от утвержденного показателя 2015 года). При этом отсутствие проекта плана закупок не позволило оценить обоснованность планируемых расходов в сфере информационно - коммуникационных технологий в 2016 году. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" Фондом направлен План информатизации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов на согласование в Минкомсвязи России (письмо от 24 августа 2015 г. N 02-11-08/12-3548П).
Два этапа указанного Плана согласованы с положительным заключением, согласование третьего этапа в соответствии с графиком Минкомсвязи России должно быть проведено до конца 2015 года.
В целом расходы на закупочную деятельность Фонда сокращены на 8% (562 865,4 тыс. рублей). При этом оценить необходимость и достаточность прогнозируемых объемов затрат не представляется возможным, поскольку проект Плана закупок на 2016 год Фондом не подготовлен.
Расходы на создание объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры предусмотрены в объеме 181 248,1 тыс. рублей (42% от утвержденного показателя 2015 года). Указанные расходы в период формирования проекта бюджета оптимизированы на 60% с учетом фактического исполнения Фондом расходов на данные цели в 2014 году (42,4% от предусмотренных средств) и 8 месяцев 2015 года (24%).
В 2016 году Фондом планируется приобретение служебных помещений для филиалов регионального отделения Республики Крым общей площадью 1 248,5 кв. м. стоимостью не более 76 710,4 тыс. рублей, а также для Севастопольского регионального отделения общей площадью 980,9 кв. м. и стоимостью не более 91 616,1 тыс. рублей.
В проект инвестиционной программы на 2016 год также включены расходы на реконструкцию административного здания Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда общей площадью 5 205,3 кв. м. стоимостью не более 12 921,6 тыс. рублей.
В 2016 году строительство новых объектов недвижимости Фондом не планируется.
Ожидаемое незавершенное строительство на 1 января 2016 года - 6 объектов на сумму 158 185,3 тыс. рублей. По данным объектам строительные работы в 2016 году не планируются.
По разделу 07 "Образование" расходы запланированы в объеме 201 273,4 тыс. рублей, что на 19% выше утвержденного показателя 2015 года (91 912,4 тыс. рублей).
На повышение квалификации и профессиональную переподготовку планируется направить 6739 сотрудников Фонда. Средняя цена обучения 1 сотрудника сложилась путем увеличения средней цены обучения в 2015 году (12 370,91 рубля) на индекс потребительских цен (6,4%) и составит в 2016 году 13 162,65 рубля. Общий объем бюджетных ассигнований на профессиональную переподготовку и повышение квалификации - 88 703,1 тыс. рублей.
Расходы на проведение всероссийских и региональных совещаний запланированы в объеме 12 570,3 тыс. рублей.
В рамках расходов на образование Фондом на 2016 год запланировано предоставление субсидии некоммерческой организации - союзу "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия" (в сумме, не превышающей 100 000 тыс. рублей, на выполнение функций базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров). В качестве обоснования Фонд предоставил письма заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Л.Ю. Ельцовой от 31 июля 2015 г. N 14-3/10/13-5511 и от 24 августа 2015 N 14-3/10/В-6067. Данные расходы не соответствуют законодательству Российской Федерации, устанавливающему расходные обязательства Фонда, в являются излишними.
По разделу 10 "Социальная политика" в 2016 году объем расходов бюджета Фонда определен в сумме 623 148 860,8 тыс. рублей, что на 42 224 196,7 тыс. рублей, или 8%, выше утвержденного показателя 2015 года. Наибольший удельный вес в данных расходах составляют расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 516 892 621,4 тыс. рублей (79,8% к общему объему расходов).
На выплату пособия по временной нетрудоспособности предусматриваются средства в объеме 214 016 879,7 тыс. рублей, что на 8 131 712,2 тыс. рублей, или 3,8%, выше объема средств 2015 года. Расчет объема расходов произведен исходя из среднего дневного пособия в размере 691,47 рублей (в 2015 году - 636,32 рубля) и общего количества, планируемых календарных дней - 309,5 млн. дней (за 2014 год - 304 млн. дней, за I полугодие 2015 года - 157,8 млн. дней). Коэффициент роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы за 2 предшествующих календарных года, по данным Минэкономразвития России, составил 1,074.
Расчет расходов по обязательному социальному страхованию на выплату пособий по временной нетрудоспособности осуществлен в соответствии с нормами Федерального закона N 255-ФЗ с учетом их оплаты за счет средств Фонда начиная с 4-го дня нетрудоспособности (первые 3 дня оплачиваются за счет средств работодателя), а также с учетом предельных размеров пособия исходя из периода страхового стажа (до 5 лет - 32 332,27 рублей (60% от стажа), от 5 до 8 лет - 43 109,70 рублей (80% от стажа) и свыше 8 лет - 53 887,12 рублей (100% от стажа).
На выплату пособия по беременности и родам предусматриваются средства в сумме 117 656 701,8 тыс. рублей, что на 10 767 657,3 тыс. рублей, или 10,1%, выше объема средств 2015 года. Расчет произведен исходя из среднедневного пособия в размере 710,23 рубля (в 2015 году - 661,29 рублей), общего числа оплаченных дней - 165,66 млн. дней (за 2014 год - 164,9 млн. дней, за I полугодие 2015 года - 85,5 млн. дней), прогноза рождаемости на 2016 год (по данным Минтруда Россия - 1929 тыс. детей) и коэффициента роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы (1,074).
Расходы на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет запланированы в объеме 148 595 028,6 тыс. рублей, что на 16 213 726,6 тыс. рублей, или 12,2%, выше объема расходов 2015 года. Расчет расходов произведен исходя из 17 798,9 тыс. выплат в год (за 2014 год - 17 231,1 тыс. выплат, за I полугодие 2015 года - 8 629,1 тыс. выплат), среднего пособия в размере 8 348,57 рублей (в 2015 году - 7 773,34 рубля) и коэффициента роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы (1,074).
На выплату единовременного пособия при рождении ребенка предусмотрены средства в объеме 22 101 748,7 тыс. рублей, что на 1 115 530,8 тыс. рублей, или 5,3%, выше объема 2015 года. Исчисление расходов произведено с учетом среднего пособия на 2016 год в размере 15 348,33 рубля (за 2014 год - 14 984,4 рубля, за I полугодие 2015 года - 15 788,43 рубля), прогнозного числа получателей - 1 309,1 тыс. человек (за 2014 год - 1 313,1 тыс. получателей, за I полугодие 2015 года - 626,6 тыс. получателей) и районного коэффициента (1,1).
На выплату единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, запланированы средства в сумме 573 856,3 тыс. рублей, что на 24 768,6 тыс. рублей, или 4,5%, больше объема средств 2015 года. Объем расходов рассчитан исходя из среднего пособия на 2016 год в размере 575,56 рублей (за 2014 год - 562,5 рублей, за I полугодие 2015 года - 593,6 рублей), численности получателей - 906,4 тыс. человек (за 2014 год - 869 тыс. человек, за I полугодие 2015 года- 459,5 тыс. человек) и районного коэффициента (1,1).
Объем средств на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение за счет средств Фонда предусмотрен в сумме 552 288,5 тыс. рублей, что на 10 186,9 тыс. рублей, или 1,8%, ниже утвержденного показателя 2015 года. Уменьшение выделяемых на данные цели средств объясняется планируемым снижением на 1,8 тыс. выплат по сравнению с 2015 годом (95,14 тыс. выплат), а также не предусмотренной законодательством Российской Федерации индексацией данного пособия с 2016 года
Общий объем расходов по страховому обеспечению от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний запланирован на 2016 год в сумме 91 466 741,3, что на 5 094 805,6 тыс. рублей, или 5,9%, больше утвержденного объема средств 2015 года.
На выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями запланированы средства в объеме 2 674 754,6 тыс. рублей, что на 32 504,2 тыс. рублей, или 1,2%, больше объема средств 2015 года. Расчет расходов произведен исходя из среднего дневного пособия в размере 870,49 рублей (за 2014 год - 768,2 рублей, за 1 полугодие 2015 года - 810,5 рублей), общего числа дней временной нетрудоспособности - 3072,7 тыс. дней (за 2014 год - 3 265,4 тыс. дней, за I полугодие 2015 года - 1 440 тыс. дней) и повышающего коэффициента (1,074).
Объем расходов на осуществление единовременных страховых выплат в случае потери трудоспособности и в связи со смертью застрахованных лиц предусматривается в сумме 2 547 840,3 тыс. рублей, что на 922 753,2 тыс. рублей, или 56,8%, больше объема средств 2015 года. Значительное увеличение расходов в 2016 году объясняется недостатками планирования на 2015 год. Фондом был занижен средний размер пособия (115 тыс. рублей), поскольку планирование осуществлялось без учета того, что с 1 января 2014 года размер единовременной страховой выплаты в случае смерти застрахованного лица увеличился до 1 млн. рублей. За I полугодие 2015 года средний размер пособия составил 130,6 тыс. рублей. По прогнозу до конца 2015 года расходы на предоставление единовременной страховой выплаты будут составлять 2 438 923,6 тыс. рублей, что в 1,5 раза больше планового показателя, утвержденного на 2015 год на данные цели.
Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2016 году, установлена пунктом 1 части 1 статьи 6 проекта федерального закона о бюджете Фонда в январе 2016 года в размере 84 964,2 рубля (уровень 2015 года), а с февраля 2016 года с учетом доиндексации (6,4%) - 90 401,9 рублей.
При расчете средней единовременной страховой выплаты на 2016 год учтен размер страхового обеспечения в случае смерти застрахованного - 1 млн. рублей, Страховая выплата по страховым случаям со смертельным исходом запланирована в среднем на одного получателя 700 тыс. рублей (за 2014 год - 501,7 тыс. рублей, за I полугодие 2015 года - 621,9 тыс. рублей). Число страховых случаев со смертельным исходом запланировано в количестве 2 594 (в 2014 году - 2645, в I полугодии 2015 года - 1046).
Прогнозный средний размер выплаты в целом составил 156,6 тыс. рублей, число получателей - 16 272 человека (в 2014 году - 16 956 человек, за I полугодие 2015 года - 7 498 человек).
Наиболее высокий удельный вес в общем объеме расходов за счет страхового обеспечения от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (60%) составляют расходы на ежемесячные страховые выплаты, которые планируются в объеме 54 213 981,3 тыс. рублей, что на 2 890 098 тыс. рублей, или 5,6%, больше объема средств 2015 года. Расчет расходов на предоставление данных выплат осуществлен исходя из прогнозной средней выплаты в размере 9 852,43 рублей (за 2014 год - 80 435,2 рублей, за I полугодие 2015 года - 9 011 рублей) и количества ежемесячных страховых выплат - 5 502,6 тыс. выплат (за 2014 год - 5 558,8 тыс. выплат, за I полугодие 2015 года - 2 769 тыс. выплат), запланированных на уровне 2015 года. При этом размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного лица, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности. Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты установлен пунктом 2 части 1 статьи 6 проекта федерального закона о бюджете Фонда на 2016 год (в январе 2016 года - 65 330,0 рублей (уровень 2015 года), начиная с февраля 2016 года - 69 510 рублей).
В 2016 году расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний планируются в объеме 19 970 689,7 тыс. рублей, из которых на мероприятия по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших - 9 917 790,5 тыс. рублей, на обеспечение предупредительных мер - 10 252 899,2 тыс. рублей. В целом запланированные расходы на данные цели на 7,1% (1 325 609,9 тыс. рублей) больше утвержденного показателя 2015 года, в том числе расходы на обеспечение предупредительных мер - на 5,4%.
В состав данных бюджетных ассигнований включены расходы на оплату мероприятий по обеспечению транспортными средствами (автомобилями необходимой модификации) граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве, в объеме 885,3 млн. рублей, что в 2,5 раза больше ожидаемых расходов 2015 года. Это связано с вступлением в силу с 1 января 2015 года технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877. Согласно регламенту к транспортным средствам для лиц с ограниченными физическими возможностями предъявлены требования об обязательном наличии в автомобиле автоматической трансмиссии, антиблокировочной тормозной системы и адаптированных органов управления. В этой связи средняя стоимость автомобиля, применяемая при расчете объема средств, увеличена до 433,1 тыс. рублей (2014 г. - 311,6 тыс. рублей, 2015 г. - 328,8 тыс. рублей). На рост расходов также оказало влияние увеличение планируемого количества выплат (2014 г. - 1 002 выплаты, 2015 г. - 1 068 выплат, 2016 г. - 2 044 выплаты), связанное с необходимостью в 2016 году замены транспортных средств, которое производится не чаще 1 раза в 7 лет. В 2009 году автомобилями необходимой модификации были обеспечены 2785 человек.
В проекте федерального закона о бюджете Фонда на 2016 год сохранена норма, предусматривающая, что Фонд вправе принимать решения о направлении страхователями до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Расходы на доставку и пересылку страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определены в сумме 221 371,1 тыс. рублей, что на 22 194,2 тыс. рублей, или 9%, меньше объема средств 2015 года Данные расходы запланированы с учетом их ежегодного снижения на коэффициент 0,91, которое обуславливается ежегодным уменьшением численности граждан, желающих получать выплаты через почтовые отделения.
По подразделу 10 05 "Прикладные научные исследования в области социальной политики" в 2016 году расходы предусматриваются в сумме 28 089,6 тыс. рублей, или на 6,4%, больше объема средств 2015 года. На момент проведения контрольного мероприятия план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Фонда на 2016 год отсутствовал, что не позволило оценить обоснованность планируемых средств.
По подразделу 10 06 "Другие вопросы в области социальной политики" бюджетные ассигнования на 2016 год предусматриваются в объеме 1 175 326,5 тыс. рублей, или на 39,6% больше объема средств 2015 года. В объем расходов включены расходы на реализацию государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" - 400 000 тыс. рублей; на изготовление бланков листков нетрудоспособности и бланочной продукции - 131 562 тыс. рублей; на информационно-разъяснительную деятельность - 137 014,5 тыс. рублей и прочие текущие расходы - 506 750 тыс. рублей.
В составе расходов по данному подразделу по предложению Минтруда России Фондом (письма заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Л.Ю. Ельцовой от 31 июля 2015 г. N 14-3/10/13-5511 и от 24 августа 2015 г. N 14-3/10/В-6067) на 2016 год запланированы расходы на организацию работы по разработке, актуализации и внедрению профессиональных стандартов, внедрению системы оценки профессиональных квалификаций, направленных на улучшение условий и охраны труда и снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Данные средства предлагается предоставить в виде субсидии Общероссийскому объединению работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей" в объеме, не превышающем 300 млн. рублей, и Автономной некоммерческой организации "Национальное агентство развития квалификаций" - не превышающем 100 млн. рублей.
Расходы предлагается осуществить за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом данные средства имеют строго целевое предназначение и их расходование на иные цели противоречит положениям Федерального закона N 125-ФЗ.
Обоснованность и расчет указанных субсидий Фондом не представлены.
Направление средств по указанным видам расходов не соответствует положениям статьи 84 Бюджетного кодекса и пункта 4 Правил ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621, которыми установлено, что перечень оснований расходных обязательств Российской Федерации возникает в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Письмо Минтруда России подобным основанием не является.
7. Межбюджетные трансферты
В соответствии со статьей 1 законопроекта о бюджете Фонда объем межбюджетных трансфертов на исполнение отдельных государственных полномочий, получаемых из федерального бюджета и бюджета ФОМС, составит в 2016 году 39 619 113,9 тыс. рублей, что соответствует ассигнованиям проекта федерального бюджета "О федеральном бюджете на 2016 год".
Особенности использования бюджетных ассигнований бюджета Фонда в сфере социальной политики устанавливаются статьей 5 законопроекта.
Частью 4 статьи 5 законопроекта предусматриваются расходы по оплате стоимости путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, а также по оплате транспортным организациям расходов по предоставлению проезда к месту печения и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренным Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
При этом данные расходы отсутствуют в доходной и расходной частях проекта бюджета Фонда, поскольку в соответствия с частью 5 статьи 5 законопроекта будут предусматриваться сводной бюджетной росписью бюджета Фонда на 2016 год без внесения изменений в федеральный закон о бюджете Фонда на 2016 год.
7.1. Взаимоотношения бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации с федеральным бюджетом
Межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета на 2016 год прогнозируются в сумме 20 865 102,9 тыс. рублей.
Бюджетные ассигнования, предоставляемые за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, распределяются следующим образом:
КБК |
Наименование бюджетных ассигнований |
Сумма |
1 |
2 |
3 |
межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета, из них |
20 865 102,9 |
|
10 03 03 1 01 30800 300 |
на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС |
21 569,2 |
10 03 03 1 01 30880 300 |
на выплету пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне |
2,1 |
10 03 03 1 01 30890 300 |
на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча |
266,5 |
10 03 03 3 02 30030 300 |
на выплату пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшими воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС |
2 416 245,4 |
10 03 03 3 02 30070 300 |
на выплату пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча |
3 686,1 |
10 03 03 1 26 30940 300 |
на выплату пособий по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов |
48 818,8 |
10 03 03 1 26 31040 300 |
на выплату пособий по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов |
168,7 |
10 03 03 1 18 30980 300 |
на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами |
3 008 449,8 |
10 03 04 2 02 39570 300 |
на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий |
14 567 086,5 |
01 13 04 2 02 39570 100 |
на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, включая расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций Фонда |
711 852,0 |
01 13 04 2 02 39570 200 |
на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд) |
86 457,8 |
01 13 04 2 02 39570 300 |
на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (Социальное обеспечение и иные выплаты населению) |
500,0 |
При планировании объемов бюджетных ассигнований на исполнение Фондом отдельных государственных полномочий по предоставлению социальных гарантий в виде пособий учтены доиндексация размеров пособий с 1 февраля 2016 года на 6,4%, а также прогнозируемая численность получателей исходя из динамики за предыдущие годы и прогноза рождаемости. Необоснованность расчетных показателей проверкой не установлена.
В то же время ежегодно в бюджете Фонда образуются остатки средств федерального бюджета на выплаты пособий, что объясняется заявительным характером предоставления социальных гарантий и не полным обращением граждан за назначением пособий.
Так, за I полугодие 2015 года израсходовано 2 155 390,8 тыс. рублей, или 43,9% от утвержденного показателя на 2015 год (4 913 746,8 тыс. рублей). Расчетный остаток средств федерального бюджета на конец 2015 года прогнозируется в объеме около 600 000 тыс. рублей (исполнение - 87,7% утвержденного объема). Данный остаток при планировании объемов межбюджетного трансферта Фондом в законопроекте не учтен, что ведет к нерациональному использованию средств федерального бюджета.
Законопроектом о бюджете Фонда на 2016 год расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (далее - TCP), предусматриваются в сумме 15 365 896,3 тыс. рублей, из них 798 809,8 тыс. рублей на административные расходы на осуществление функций Фонда по обеспечению инвалидов TCP.
На 2016 год средства на обеспечение инвалидов TCP Фондом предусматриваются для 74 региональных отделений Фонда с учетом передачи Фонду указанных полномочий с 1 января 2016 года по 3 субъектам Российской Федерации (Республика Татарстан, Амурская область, Рязанской область).
Анализ расчета бюджетных ассигнований на указанные цели показал, что при планировании расходов на 2016 год сохраняется значительная дифференциация цен на один и тот же вид TCP в регионах одного федерального округа
Так, средняя цена единицы TCP "протез плеча с внешним источником энергии" в Белгородской области составила 794 146,7 рублей, во Владимирской области - 118 602 рубля (в 7 раз ниже). Стоимость "аппарата на нижние конечности и туловище" в Калужской области - 166 871 рубль, во Владимирской области - 31 830 рублей (в 5 раз ниже). Средняя цена единицы TCP "впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60 х 60 см (впитываемостью от 800 до 1200 мл)" в Белгородской области - 10,2 рубля, в Калужской области - 8 рублей, TCP "подгузники для взрослых, размер "S" (объем талии не менее 60 - 80 см), впитываемостью не менее 1700 мл" во Владимирской области - 24,1 рубля, в Калужской области - 16 рублей.
Анализ исполнения финансового обеспечения инвалидов TCP показал, что средства межбюджетного трансферта используются не полностью. На начало 2014 года остаток составлял 1 161 647,2 тыс. рублей, на начало 2015 года - 232 566,6 тыс. рублей. По состоянию на 1 июля 2015 года территориальными органами Фонда израсходовано 38,2% от утвержденного показателя на 2015 год, на 1 октября 2015 года - 63%, исполнение до конца 2015 года прогнозируется на уровне 84%. За 9 месяцев 2015 года инвалиды обеспечены TCP только на 66%.
При этом в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1906-р Фонду увеличены бюджетные ассигнования из федерального бюджета на обеспечение инвалидов TCP на 7 270 420,6 тыс. рублей (Уведомление по расчетам между бюджетами N 16 820 от 8 октября 2015 г.).
Существуют риски, что данные средства не будут израсходованы в полном объеме, либо в 4 квартале 2015 года будут закуплены дорогостоящие TCP, не требующиеся инвалидам, что приведет к нерациональному использованию средств федерального бюджета.
Учитывая складывающуюся ситуацию с организацией обеспечения инвалидов TCP оценить достоверность, необходимость и достаточность объемов планируемых бюджетных ассигнований не представляется возможным.
7.2. Взаимоотношения бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации с бюджетом Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Пунктом 5 статьи 4 законопроекта предусмотрено, что Фонд осуществляет оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в сумме 3 тыс. рублей и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, в сумме 6 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанных организациях, в сумме 1 тыс. рублей за первые шесть месяцев и в сумме 1 тыс. рублей за вторые шесть месяцев, в течение которых проводились профилактические медицинские осмотры, а также на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда бланков родовых сертификатов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Пунктом 5 статьи 4 законопроекта" следует читать "Пунктом 5 статьи 5 законопроекта"
Стоимость "Родового сертификата" сохранена на уровне 2014 года в размере 11 тыс. рублей.
Расходы на данные цели предусматриваются за счет средств ФОМС в объеме 18 754 011 тыс. рублей, что на 275 989 тыс. рублей, или 1,5%, ниже объема средств 2015 года.
Учитывая, что в бюджете Фонда ежегодно образовываются остатки средств ФОМС в связи с их неполным расходованием (на 1 января 2014 года - 1 636 490 тыс. рублей, на 1 января 2015 года - 1 646 869 тыс. рублей, исполнение на 1 октября 2015 года - 13 583 589,4 тыс. рублей, или 65,7%), потребность в объеме необходимых средств завышена на сумму порядка 700 млн. рублей.
8. Источники финансирования на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
Бюджет Фонда в 2016 году сформирован с дефицитом в сумме 33 484 945 тыс. рублей.
Общий объем дефицита сложился из прогнозируемого дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 45 501 573,6 тыс. рублей и объема профицита в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 12 016 628,6 тыс. рублей,
В соответствии со статьей 3 законопроекта в качестве источника внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2016 год в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусмотрен остаток средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 1 января 2016 года в сумме 45 501 573,6 тыс. рублей.
На 1 января 2015 года остаток средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составил 166,22 млрд. рублей. Из данного остатка в 2015 году Фондом в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 386-ФЗ неиспользованные средства в объеме 55 млрд. рублей переданы в федеральный бюджет. На 1 октября 2015 года остаток составил 105,6 млрд. рублей. Фонд планирует направить данный остаток средств на покрытие дефицита средств бюджета по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, который на конец 2015 года прогнозируется в объеме 43,5 млрд. рублей, а также на возмещение затрат на компенсацию выпадающих доходов в связи с применением пониженных тарифов по страховым взносам на обязательное социальное страхование (14 млрд. рублей).
При этом Фонд не сможет в полном объеме погасить кредиторскую задолженность перед страхователями, которая на конец года прогнозируется в объеме 54,2 млрд. рублей.
В то же время статьей 8 законопроекта предусмотрено, что в целях финансового обеспечения расходов бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2016 году Фонд вправе вносить предложения о предоставления бюджету Фонда из федерального бюджета межбюджетного трансферта на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в случае недостаточности объема доходов бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и остатка средств по указанному вицу обязательного социального страхования, сформированного на 1 января 2016 года.
Выводы
1. Проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год" подготовлен на основании Бюджетного кодекса и в целом с учетом задач, поставленных Президентом Российской Федерации в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, и основных параметров социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 - 2018 годы, а также основных отраслевых законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих обязательное социальное страхование в Российской Федерации.
В целом структура проекта федерального закона о бюджете Фонда соответствует требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Бюджет сформирован на основе показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года.
При формировании расходной части бюджета учтено, что бюджетные ассигнования бюджета Фонда увеличены с 1 февраля 2016 года на доиндексацию размеров социальных выплат до фактического уровня инфляции 2015 года (6,4%) согласно статье 4 Федерального закона от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексаций окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признания утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
3. Основные характеристики бюджета Фонда на 2016 год:
общий объем доходов на 2016 год - 614 493 531,6 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 471 391 047,8 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 103 483 369,9 тыс. рублей;
объем расходов - 647 978 476,6 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 516 892 621,4 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 91 466 741,3 тыс. рублей;
объем дефицита - 33 484 945 тыс. рублей, включая объем дефицита в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 45 501 573,6 тыс. рублей и объем профицита в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 12 016 628,6 тыс. рублей.
4. Объем межбюджетных трансфертов запланирован в сумме 39 619 113,9 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета на выполнение социальных обязательств - 20 865 102,9 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 18 754 011 тыс. рублей.
Объем межбюджетных трансфертов на исполнение отдельных государственных полномочий по предоставлению социальных гарантий соответствуют ассигнованиям проекта федерального бюджета "О федеральном бюджете на 2016 год".
При планировании межбюджетного трансферта не учтены остатки средств федерального бюджета на выплаты пособий, что приводит к неэффективному использованию средств федерального бюджета. Так, расчетный остаток средств федерального бюджета на конец 2015 года прогнозируется в объеме около 600 000 тыс. рублей (исполнение - 87,7% утвержденного объема).
5. Средства федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда и компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не предусматриваются.
Источником внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2016 год по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определен остаток средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и а связи с материнством (часть 2 статьи 3 законопроекта).
На 1 января 2016 года остаток средств по обязательному социальному страхованию по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством прогнозируется в объеме 43,5 млрд. рублей.
Направив данные средства на погашение дефицита и компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Фонд не сможет в полном объеме погасить кредиторскую задолженность перед страхователями, которая на конец года прогнозируется в объеме 54,2 млрд. рублей.
При этом, и случае недостаточности объема доходов бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и указанного остатка средств в целях финансового обеспечения расходов бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в 2016 году законопроектом предусматривается, что Фонд вправе вносить предложения о предоставлении из федерального бюджета межбюджетного трансферта на обеспечение сбалансированности.
Также отмечается, что в соответствии с Законом N 212-ФЗ в 2011 - 2027 годах выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов плательщикам страховых взносов должны компенсироваться за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых в бюджет Фонда
6. Поступление страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством планируется в объеме 471 121 259,8 тыс. рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страхования запланированы 97 768 500 тыс. рублей.
В составе доходов от страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в качестве отдельных сумм не учитывается объем поступлений в виде недоимки за предыдущие периоды.
Недоимка по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, образовавшаяся в предыдущие периоды, учитывается Фондом эмпирически при расчете коэффициента сбора страховых взносов на планируемый период. Данный механизм учета недоимки не позволяет определить общий объем задолженности, которая поступит в доходную часть бюджета.
При этом Фондом мониторинг данных по суммам погашенной задолженности по срокам ее образования не осуществляется в связи с отсутствием соответствующих программных средств.
7. При расчете страховых взносов учтено, что в 2016 году для страхователей применяются скидки и надбавки.
При этом Счетной палатой Российской Федерации неоднократно отмечалось, что преференции по уплате страховых взносов вводятся без нормативного закрепления в законодательстве целей их установления и органов, ответственных за мониторинг достижения таких целей. Не утверждаются показатели эффективности действия преференции, не определяются сроки, после которых следовало бы вернуться к вопросу о целесообразности ее сохранения в дальнейшем.
8. Поступления единого социального налога, уплачиваемого за налоговые периоды до 1 января 2010 года, в доходной части бюджета Фонда на 2016 год не запланированы, поскольку не могут быть достоверно оценены. По итогам исполнения бюджета Фонда объем поступлений за счет единого социального дохода составил в 2013 году - 17,5 млн. рублей, в 2014 году - 14,1 млн. рублей, а за I полугодие 2015 года - 5,9 млн. рублей.
9. Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда (в части реализации основных средств), запланированы в объеме 8 557,5 тыс. рублей. Расшифровка показателей, применяемых при расчете суммы поступлений по доходам от реализации имущества, Фондом не представлена, в связи с чем оценить достоверность прогнозируемого объема средств не представляется возможным.
10. В нарушение пункта 6 статьи 41 Бюджетного кодекса расчет неналоговых доходов осуществлен Фондом без методического обеспечения планирования платежей, являющихся источником неналоговых доходов бюджета Фонда.
11. Расходы на закупочную деятельность в 2016 года сокращены на 8%. При этом не представляется возможным оценить необходимость и достаточность прогнозируемых объемов затрат на обеспечение функций Фонда, поскольку Фондом не представлен проект плана закупок на 2016 год.
12. В проекте бюджета Фонда на 2016 год в соответствии с письмом Минтруда России запланировано предоставление субсидий некоммерческим организациям на выполнение функций базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, на разработку, актуализацию и внедрение профессиональных стандартов, внедрение системы оценки профессиональных квалификаций, направленных на улучшение условий и охраны труда и снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний рублей в объеме не превышающем 500 000 тыс. рублей.
Расходы предлагается осуществить за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом данные средства имеют строго целевое предназначение и их расходование на иные цели противоречит положениям Федерального закона N 125-ФЗ.
Кроме того, направление средств по указанным видам расходов не соответствует положениям статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункту 4 Правил ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621, которыми установлено, что перечень оснований расходных обязательств Российской Федерации возникает в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Письмо Минтруда России подобным основанием не является.
13. Анализ расчета бюджетных ассигнований на обеспечение инвалидов TCP показал, что при планировании данных расходов на 2016 год сохраняется значительная дифференциация цен на один и тот же вид TCP в регионах одного федерального округа.
Так, средняя цена единицы TCP "протез плеча с внешним источником энергии" в Белгородской области составила 794 146,7 рубля, во Владимирской области - 118 602 рубля (в 7 раз ниже). Стоимость "аппарата на нижние конечности и туловище" в Калужской области - 166 871 рубль, во Владимирской области - 31 830 рублей (в 5 раз ниже). Средняя цена единицы TCP "впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60 х 60 см (впитываемостью от 800 до 1200 мл)" в Белгородской области - 10,2 рубля, в Калужской области - 8 рублей, TCP "подгузники для взрослых, размер "S" (объем талии не менее 60 - 80 см), впитываемостью не менее 1700 мл" во Владимирской области - 24,1 рубля, в Калужской области - 16 рублей.
Средства межбюджетного трансферта используются не полностью. Так, на начало 2014 года остаток составлял 1 161 647,2 тыс. рублей, на начало 2015 года - 232 566,6 тыс. рублей. По состоянию на 1 июля 2015 года территориальными органами Фонда израсходовано 38,2% от утвержденного показателя на 2015 год, на 1 октября 2015 года - 63,0%, исполнение до конца 2015 года прогнозируется на уровне 84%. За 9 месяцев 2015 года инвалиды обеспечены TCP только на 66%.
При этом в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1906-р Фонду увеличены бюджетные ассигнования из федерального бюджета на обеспечение инвалидов TCP на 7 270 420,6 тыс. рублей (Уведомление по расчетам между бюджетами N 16 820 от 8 октября 2015 г.).
Существуют риски, что данные средства не будут израсходованы в полном объеме, либо в 4 квартале 2015 года будут закуплены дорогостоящие TCP, не требующиеся инвалидам, что приведет к нерациональному использованию средств федерального бюджета.
Учитывая складывающуюся ситуацию с организацией обеспечения инвалидов TCP оценить достоверность, необходимость и достаточность объемов планируемых бюджетных ассигнований не представляется возможным.
14. В связи с особенностью формирования бюджета Фонда в проекте бюджета не предусматриваются средства федерального бюджета на оплату стоимости путевок в санаторно-курортные организации и оплату проезда к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренным Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Данные расходы будут предусматриваться сводной бюджетной росписью бюджета Фонда на 2016 год без внесения изменений в федеральный закон о бюджете Фонда на 2016 год.
9. Предложения
1. Государственной Думе Российской Федерации рекомендовать Правительству Российской Федерации:
рассмотреть возможность нормативного закрепления в законодательстве целей установления скидок и надбавок, предоставляемых при уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование и определения органов, ответственных за мониторинг достижения таких целей, а также утвердить показатели эффективности действия преференции, определить сроки, после которых следовало бы вернуться к вопросу о целесообразности ее сохранения в дальнейшем.
2. Фонду социального страхования Российской Федерации:
обеспечить разработку программного продукта, позволяющего проводить мониторинг сумм погашенной задолженности по срокам ее образования;
принять меры по подготовке методического обеспечения планирования платежей, являющихся источником неналоговых доходов бюджета Фонда;
учесть прогнозируемые остатки средств федерального бюджета при планировании объемов бюджетных ассигнований на исполнение Фондом отдельных государственных полномочий по предоставлению социальных гарантий в виде пособий.
3. Учитывая вышеизложенное, Счетная палата Российской Федерации полагает, что проект федерального закона о бюджете Фонда может быть принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении н доработан ко второму чтению с учетом высказанных замечаний по проекту бюджета.
10. Приложения к заключению Счетной палаты Российской Федерации по результатам контрольного мероприятия об обоснованности показателей проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год
Приложение 1. Анализ соответствия проекта федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период положениям ежегодного и бюджетного посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2 л. в 1 экз.
Приложение 2. Анализ соответствия проекта федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период Бюджетному кодексу Российской Федерации на 3 л. в 1 экз.
Приложение 3. Примерный перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов, использование которых необходимо при проведении предварительного аудита формирования проекта бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период на 6 л. в 1 экз.
Аудитор Счетной палаты |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.