Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 829876-6 "О внесении изменения в пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации" (об освобождении от налога на добавленную стоимость медицинских товаров, используемых для коррекции зрения)",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Данным законопроектом вносится поправка в абзац седьмой подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), которым предусматривается освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) реализуемых на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, используемых для коррекции зрения, таких как - очки, линзы и оправы для очков.
Обосновывается данная законодательная инициатива необходимостью уточнения этой нормы Налогового кодекса с целью исключения неоднозначности ее трактовки при решении вопроса о предоставлении (непредоставлении) освобождения от налогообложения НДС в отношении данной категории медицинских товаров.
Так, в настоящее время в соответствии с нормой абзаца седьмого подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса от налогообложения НДС освобождена реализация очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных) по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Перечень линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 N 240.
При этом товары, поименованные в рассматриваемой норме Налогового кодекса, согласно пункту 2 статьи 150 Налогового кодекса освобождаются от налогообложения НДС также и при их ввозе на территорию Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Однако, отсутствие в редакции абзаца седьмого подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса определенности в отношении очков и линз с пониженным светопропусканием в случае, когда указанные товары обладают двумя функциями (защитой от солнечных лучей и функцией коррекции зрения), приводит к налоговым и судебным спорам. Анализ правоприменительной практики по данному вопросу свидетельствует о том, что изложенная в пояснительной записке к законопроекту проблема в основном касается освобождения от налогообложения НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, указанных в абзаце седьмом подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса. При этом складывается правоприменительная практика по этому вопросу не в пользу таможенных органов. Так, по мнению судов, наличие у линз для коррекции зрения сопутствующей (дополнительной функции) по защите глаз от солнечного света не меняет основного предназначения товара как медицинского изделия, необходимого для восстановления зрения человека. В связи с чем, по мнению судов, ввозимые на территорию Российской Федерации очки и линзы с пониженным светопропусканием в случае, когда они обладают двумя функциями (защитой от солнечных лучей и функцией коррекции зрения), подпадают под действие льготы, предусмотренной, подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпунктом 2 пункта 1 статьи 150" следует читать "пунктом 2 статьи 150"
Таким образом, предлагаемая законопроектом поправка направлена на исключение налоговых и судебных споров по данному вопросу, к которым в настоящее прибегают налогоплательщики, осуществляющие ввоз рассматриваемой категории медицинских товаров, с целью применения по ним освобождения от налогообложения НДС.
Одновременно обращается внимание на то, что после вступления в силу федерального закона необходимо будет внесение изменений в перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042, синхронизировав их вступление в силу с вступлением в силу федерального закона.
Учитывая, что положения законопроекта направлены на улучшение положения налогоплательщиков, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 829876-6 "О внесении изменения в пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.