Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 898585-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 898585-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), в части увеличения бюджетных ассигнований на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2015 год и изменения порядка предоставления средств Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и считает возможным отметить следующее.
Комитет поддерживает увеличение бюджетных ассигнований на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2015 год на 6 428,63 млн. руб. за счет сокращения в 2016 году на 4 270,27 млн. руб. и в 2017 году - на 2 158,36 млн. руб., так как это будет способствовать поддержанию темпов реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации и получения субъектами Российской Федерации средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) в опережающем порядке.
В то же время в пункте 2 законопроекта предусматривается внесение изменения в статью 5 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", согласно которому имущественный взнос Российской Федерации, предоставляемый Фонду, подлежит перечислению на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации (Банка России). При этом операции по перечислению средств, отраженных на лицевых счетах, осуществляются в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств по расходам юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются указанные средства, при соблюдении условий, целей и порядка, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при предоставлении таких средств после представления документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комитет не может согласиться с таким изменением порядка предоставления средств Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по следующим причинам:
1. Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее Федеральный закон N 185-ФЗ) предусмотрено, что Фонд имеет счета только в Банке России, иные банковские счета на территории Российской Федерации Фонд вправе открывать только в целях инвестирования временно свободных средств. Таким образом, Фонд не сможет открыть счет в Федеральном казначействе.
2. Эффективность реализации программ Фонда достигается, в том числе за счет оперативности предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации. Срок рассмотрения заявок субъектов Российской Федерации составляет в среднем 5 дней, срок перечисления средств - не более 3 дней. В случае осуществления расчетов с субъектами Российской Федерации через территориальные органы Федерального казначейства эти сроки значительно увеличатся, что отразится на сроках исполнения соответствующих программ.
3. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ обеспечение методологической, образовательной и информационно-разъяснительной деятельности Фонда, а также его административно-хозяйственные расходы финансируются за счет доходов от инвестирования временно свободных средств и не требуют расходов из федерального бюджета. В случае перевода Фонда на расчеты через Федеральное казначейство этого источника доходов у Фонда не будет, что потребует ежегодного предусматривать в федеральном бюджете дополнительные расходы на содержание Фонда в объеме 1,2 - 1,5 млрд. рублей.
4. За время существования Фонда от инвестирования временно свободных средств получен доход в размере 37,6 млрд. рублей, из которых на увеличение лимитов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации направлены 27,2 млрд. рублей, в том числе в 2015 году на снижение доли софинансирования за счет бюджетов субъектов Российской Федерации по программам переселения граждан из аварийного жилищного фонда направлены 5,46 млрд. рублей.
5. Фонд имеет право возвращать неизрасходованные либо сэкономленные средства субъектов Российской Федерации, предоставленные им ранее в качестве субсидий, а также частично возвращать предоставленную ранее финансовую поддержку в случае нарушения субъектами Российской Федерации сроков реализации программ или представления недостоверной отчетности. Эти возвраты, а также невостребованные субъектами Российской Федерации лимиты финансовой поддержки перераспределяются между субъектами Российской Федерации с целью наиболее полного использования средств Фонда и достижения поставленных перед субъектами Российской Федерации задач. Так, общая сумма возвращенных средств составила 7,2 млрд. рублей. В 2015 году из возвращенных и перераспределенных средств дополнительное финансирование мероприятий программ капитального ремонта составит 2,5 млрд. рублей (включая 1,5 млрд. рублей на реализацию таких мероприятий в Республике Крым и г. Севастополе), программ по модернизации коммунальной инфраструктуры - 0,99 млрд. рублей, программ переселения - 2,02 млрд. рублей. При переводе Фонда на расчеты через Федеральное казначейство использование данного механизма регулирования объема финансовой поддержки станет невозможным.
6. В настоящее время порядок финансирования нового жилищного строительства для переселения граждан из аварийного жилья предусматривает поэтапное перечисление средств в субъекты Российской Федерации по мере заключения муниципальными образованиями государственных контрактов, что снижает неэффективные остатки на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации и стимулирует их к скорейшему заключению контрактов. На суммы недоперечисленных средств Фонд создает резервы в виде кредиторской задолженности. Перевод расчетов с субъектами Российской Федерации на казначейское обслуживание приведет к необходимости единовременного перечисления субъектам Российской Федерации всех сумм субсидий и увеличению неиспользуемых остатков на счетах субъектов Российской Федерации.
7. Деятельность Фонда должна завершиться 31 декабря 2017 года. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 перед Фондом поставлена задача до 1 сентября 2017 года ликвидировать весь аварийный жилой фонд, признанный таковым до 1 января 2012 года. Для решения этой задачи в 2013 году были определены этапы реализации региональных адресных программ, определен график финансирования Фонда на эти цели из федерального бюджета, выстроена система движения средств, контроля за их движением и отчетностью, система целевых показателей, разработаны и приняты все нормативно-правовые акты федерального уровня, регионального уровня, методические документы Фонда. Перевод деятельности Фонда на расчеты через Федеральное казначейство приведет к необходимости внесения изменений во всю нормативно-правовую базу деятельности Фонда. А в связи с тем, что возникнет необходимость менять методику распределения лимитов и их ежегодного доведения до субъектов Российской Федерации (в настоящее время они распределены до 2017 года включительно), потребуют изменений и долгосрочные региональные адресные программы субъектов Российской Федерации. Такие масштабные изменения потребуют остановки финансирования программ Фонда как минимум на 5 - 6 месяцев. Учитывая, что за оставшиеся 2 года предстоит расселить 7,2 млн. кв. метров жилья, такая приостановка финансирования не позволит реализовать поставленные перед Фондом задачи до конца 2017 года.
8. Существующая в настоящее время система предоставления субсидий через единый счет Фонда, открытый в Банке России, с зачислением средств на бюджетные счета субъектов Российской Федерации по установленным Минфином России кодам бюджетной классификации обеспечивает достаточный контроль за движением средств, полученных Фондом из федерального бюджета. За все время существования Фонда фактов нецелевого либо неэффективного использования бюджетных средств не было выявлено ни одним из контролирующих органов.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству считает необходимым доработать ко второму чтению проект N 898585-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" путем исключения из него пункта 2.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.