Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 809276-6 "О внесении изменений в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части приведения норм Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с нормами международных договоров в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза)",
внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Климовым, В.В. Гутеневым, Р.М. Марданшиным и др.
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), ломом и отходами цветных и черных металлов, поставляемых из стран Таможенного союза и Евразийского экономического союза. Действие указанной нормы предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 1 июля 2010 года.
Обосновывается рассматриваемая законодательная инициатива необходимостью устранения имеющейся, по мнению авторов законопроекта, правовой коллизии по вопросу взимания НДС при ввозе лома и отходов цветных и черных металлов, которая заключается в том, что положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) не приведены в соответствие с нормами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и (или) импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее - Соглашение). В качестве довода приводится положение Соглашения, предусматривающее, что ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства, в то время как реализация на внутреннем рынке лома и отходов черных и цветных металлов на основании подпункта 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса освобождается от налогообложения НДС, а ввоз указанного лома на территорию Российской Федерации облагается НДС по ставке 18 процентов.
По мнению авторов законопроекта, применение ставки НДС в размере 18 процентов к товарам, импортируемым с территорий других стран Единого экономического пространства, и освобождение от НДС оборота идентичных товаров на своей территории, приводит к неравным рыночным условиям, неравной конкуренции на территории Евразийского экономического союза и является барьером для функционирования единого товарного рынка Единого экономического пространства.
Комитет считает необходимым обратить внимание на следующее.
С 01.01.2015 вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, пунктом 5 статьи 72 которого предусмотрено, что ставки косвенных налогов во взаимной торговле при импорте товаров на территорию государства-члена не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары при их реализации на территории этого государства-члена. Соблюдение Российской Федерацией этой нормы Договора обеспечено наличием в пункте 5 статьи 164 Налогового кодекса положения, в соответствии с которым при ввозе товаров на территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 этой статьи (т.е. ставки, применяемые к соответствующим товарам при их реализации на территории Российской Федерации). Соответственно, поскольку подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса в отношении лома и отходов черных и цветных металлов предусмотрено освобождение от налогообложения (то есть ставка налога в отношении этого вида товаров отсутствует), при решении вопроса об освобождении от налогообложения НДС при ввозе этих товаров на территорию Российской Федерации следует руководствоваться положениями пункта 6 статьи 72 указанного Договора, в соответствии с которыми косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства-члена товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства-члена не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию. При этом обращается внимание на то, что аналогичные нормы содержались и в Соглашении.
Таким образом, правовой коллизии в части вопроса взимания НДС при ввозе на территорию Российской Федерации с территорий государств-членов Евразийского экономического союза лома и отходов черных и цветных металлов, на которую указывают авторы законопроекта, не усматривается, и взимание НДС по ставке 18 процентов при их импорте с территорий указанных государств на территорию Российской Федерации не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе.
Следует также учитывать, что налогоплательщики, являющиеся непосредственными потребителями лома и отходов черных и цветных металлов и применяющие общую систему налогообложения, в случае ввоза ими на территорию Российской Федерации с территорий государств-членов Таможенного союза (Евразийского экономического союза) указанного лома уплаченные суммы НДС включают в состав вычетов в общеустановленном порядке, уменьшая тем самым подлежащую уплате в бюджет сумму налога.
Соответственно, с принятием рассматриваемого законопроекта налогоплательщики, правомерно включившие в состав налоговых вычетов указанные суммы НДС, будут поставлены перед необходимостью осуществления перерасчета налоговых обязательств за налоговые периоды, начиная с 1 июля 2010 года (т.е. должны будут восстановить суммы НДС, принятые к вычету по таким операциям за весь указанный период, и представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации по косвенным налогам при импорте товаров за этот же период).
Однако срок, на который авторами законопроекта придается обратная сила предлагаемой ими нормы, выходит за рамки срока, установленного подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса, в течение которого налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность документов и данных учета, за рамки срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса, в течение которого налогоплательщиком может быть подано заявление о зачете или возврате суммы налога, а также за рамки налоговых периодов, охватываемых выездной налоговой проверкой, что не позволит налоговым органам осуществить контроль за правильностью осуществления налогоплательщиками перерасчета налоговых обязательств и осуществить возврат или зачет сумм налога, уплаченных при ввозе лома и отходов черных и цветных металлов из стран-членов Таможенного союза, за периоды, выходящие за рамки установленных сроков.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что принятие законопроекта приведет к повышению прозрачности оборота металлов на территории Российской Федерации, повысит конкурентоспособность отечественной металлургии за счет снижения цены сырья. Между тем, как показывает практика, снижение ставок налогов не приводит к уменьшению цен на товары (работы, услуги), уровень которых в условиях рыночной экономики, как правило, определяется исходя из соотношения спроса и предложения.
Как правомерно указывает Счетная палата Российской Федерации в своем заключении на законопроект, принятие законопроекта приведет к прямым потерям федерального бюджета, если ввоз лома и отходов черных и цветных металлов при этом будет осуществляться перепродавцами лома, лицами, не признаваемыми налогоплательщиками НДС в связи с применением специальных налоговых режимов или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС. При этом реализация предлагаемого в заключении Правительства Российской Федерации по законопроекту подхода, в соответствии с которым в целях недопущения дискриминационного характера порядка налогообложения предлагается предусмотреть освобождение от налогообложения НДС ввоза на территорию Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов вне зависимости от того, с территории какого государства такие товары ввозятся в Российскую Федерацию, увеличит размер выпадающих доходов федерального бюджета. Одновременно следует отметить, что указанное положительное заключение Правительства Российской Федерации дано при отсутствии финансово-экономического обоснования к законопроекту.
Кроме того, реализация предлагаемой законодательной меры приведет к возникновению дополнительных расходов федерального бюджета, которые возникнут вследствие необходимости возврата сумм НДС, уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов. Однако суммы выпадающих доходов федерального бюджета в связи с принятием законопроекта, а также источники их компенсации авторами законопроекта не приводятся.
Из пояснительной записки к законопроекту также следует, что уход ломозаготовительных организаций в "теневую" экономику (приобретение лома металлов без документального оформления за наличный расчет) является вынужденной мерой, вызванной правовой неопределенностью вопроса налогообложения операций по ввозу товаров из стран-членов Таможенного союза (в настоящее время - стран-членов Евразийского экономического союза) и рисками возникновения в связи с этим налоговых претензий. Однако авторы законопроекта не приводят аргументированных доводов, свидетельствующих о том, что для стимулирования выхода из "теневой" экономики ломозаготовительных организаций необходимо именно освобождение от налогообложения НДС ввоза на территорию Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов с территорий государств-членов Таможенного союза (Евразийского экономического союза).
Между тем, следует отметить, что операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов на протяжении многих лет являются объектом пристального внимания налоговых органов, и анализ практики администрирования НДС по операциям с указанным ломом металлов позволяет сделать вывод о том, что решение проблемы, изложенной в пояснительной записке к законопроекту, лежит не в плоскости изменения действующей системы налогообложения операций по ввозу на территорию Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов, а в плоскости мер, направленных на искоренение ведения недобросовестными налогоплательщиками нелегального бизнеса.
В связи с изложенным, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 809276-6 "О внесении изменений в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части приведения норм Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с нормами международных договоров в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза)".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.