Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и наукоемким технологиям
на проект федерального закона N 898585-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рассмотрел представленный Правительством Российской Федерации законопроект N 898585-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в части финансирования науки и наукоемких отраслей экономики) и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" с учетом изменений, внесенных федеральными законами от 20 апреля 2015 года N 93-ФЗ и от 13 июля 2015 года N 211-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Федеральный закон N 93-ФЗ) в части показателей, утвержденных на 2015 год.
Законопроект предусматривает увеличение общего объема доходов на 711,6 млрд. рублей, или на 0,9% к ВВП, за счет увеличения нефтегазовых доходов в сумме 193,2 млрд. рублей (0,2% к ВВП) и ненефтегазовых доходов в сумме 518,4 млрд. рублей (0,6% к ВВП).
Общий объем расходов увеличивается на 202,3 млрд. рублей и составит в 2015 году 15 417,3 млрд. рублей или 21,0% к ВВП, что на 0,2% выше уровня, утвержденного Федеральным законом N 93-ФЗ.
Несмотря на предполагаемый рост доходной и расходной частей федерального бюджета в 2015 году законопроектом предусматривается дальнейшее снижение бюджетных ассигнований на науку и наукоемкие отрасли экономики.
В частности, объем бюджетных ассигнований по подразделу "Фундаментальные исследования" раздела "Общегосударственные вопросы" предлагается сократить на 333,4 млн. рублей, а по подразделу "Прикладные научные исследования в области здравоохранения" - на 1746,7 млн. рублей.
Вместе с тем следует отметить, что по некоторым подразделам планируется увеличение расходов на науку. В частности, по подразделу "Прикладные научные исследования в области национальной обороны" - на 3759,8 млн. рублей, по подразделу "Прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности" - на 237,5 млн. рублей.
На реализацию государственной программы "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы в 2015 году объем бюджетных ассигнований предлагается уменьшить на 63,1 млн. рублей до 150656,7 млн. рублей. Изменение расходов по указанной государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований на:
- уплату взноса Российской Федерации на эксплуатацию установки "Европейский источник синхротронного излучения" в объеме 388,3 млн. рублей;
- предоставление субсидии бюджетному учреждению науки "Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского", находящемуся в ведении ФАНО России, на проведение капитального ремонта научно-исследовательского судна "Академик Борис Петров" в сумме 19,7 млн. рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
- оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2014 году и неиспользованных на 1 июня 2015 году, в сумме 244,5 млн. рублей;
- выполнение государственного задания находящимися в ведении ФАНО России федеральными государственными бюджетными учреждениями науки "Институт морских биологических исследований имени А.О. Ковалевского РАН" и "Морской гидрофизический институт РАН", расположенными на территории города Севастополя, в связи с возмещением бюджету г. Севастополя бюджетных ассигнований, направленных из регионального бюджета на выполнение ими государственного задания, в сумме 107,4 млн. рублей;
- строительство общежития государственного учреждения "Управление межвузовского студенческого городка в г. Санкт-Петербурге" в связи с отсутствием заключенных государственных контрактов на выполнение работ в объеме 65,9 млн. рублей;
- выплату научных стипендий для выдающихся ученых России и талантливых молодых ученых России в соответствии с признанием утратившим силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1993 года N 1372 "О мерах по материальной поддержке ученых России", учреждавшим количество и размеры выплат указанных стипендий, в сумме 33,6 млн. рублей;
- строительство комплекса научно-исследовательской лаборатории физико-химической вирусологии научно-исследовательского института вирусологии и микробиологии РАСХН, находящегося в ведении ФАНО России, в результате проведения конкурсных процедур в сумме 19,7 млн. рублей.
Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки по основным организациям, получателям бюджетных средств, в законопроекте планируется изменить следующим образом: ФАНО - уменьшить на 354,2 млн. рублей, РАН - уменьшить на 33,6 млн. рублей, НИЦ "Курчатовский институт" - увеличить на 388,2 млн. рублей.
Вызывает обеспокоенность предложение о снижении расходов федерального бюджета на профессиональное образование. Расходы на среднее профессиональное образование планируется сократить на 292,5 млн. рублей, а высшее и послевузовское профессиональное образование - на 12201,0 млн. рублей.
На фоне сокращения бюджетных ассигнований на науку и профессиональное образование законопроектом предусматривается дальнейшее снижение затрат на развитие наукоемких отраслей промышленности. В Федеральном законе N 93-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности" на 2013 - 2025 годы в 2015 году предусмотрены в объеме 13122,7 млн. рублей. Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы планируется уменьшить на 1243,4 млн. рублей.
Также предполагается в 2015 году снизить бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы на 1708,1 млн. рублей до 12861,4 млн. рублей.
В этой связи следует отметить, что с учетом высокого уровня инфляции в 2015 году будет иметь место значительное снижение фактических расходов на науку и развитие наукоемких технологий по сравнению с номинальными расходами.
Рассмотрев законопроект N 898585-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям высказывает следующие замечания и предложения, которые необходимо учесть при его доработке.
C учетом прогнозируемого роста доходной и расходной части федерального бюджета Комитет государственной Думы по науке и наукоемким технологиям считает нецелесообразным дальнейшее сокращение бюджетных ассигнований на науку, профессиональное образование и развитие наукоемких отраслей промышленности. Более того, было бы целесообразным для достижения целевых показателей научно-технического и инновационного развития Российской Федерации, дальнейшего решения проблем импортозамещения, в проекте федерального бюджета на 2015 год предусмотреть выделение дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных в паспортах государственных программ "Развитие науки и технологий", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы.
Наряду с решением проблем увеличения бюджетного финансирования науки и инноваций Правительству Российской Федерации необходимо разработать систему мер по повышению ответственности федеральных органов исполнительной власти, являющихся ответственными исполнителями государственных программ, а также государственных академий наук и государственных фондов поддержки научной и научно-технической деятельности, за целевое и эффективное расходование бюджетных средств, достижение научных и научно-технических результатов на уровне современных требований.
В соответствии с изложенным, Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект N 898585-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в первом чтении для его последующей доработки с учетом высказанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.А. Черешнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.