Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
Заключение на пояснения Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации А.В. Дроздова к акту по результатам контрольного мероприятия "Проверка обоснованности показателей проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год"
Текст в акте по результатам контрольного мероприятия |
Текст замечаний (пояснений) |
Решение, принятое по итогам рассмотрения замечаний (пояснений) |
Следует отметить, что изначально при формировании доходной части бюджета ПФР на 2016 год Фондом также были предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для таких территорий опережающего социально-экономического развития как Калининградская область и порт Владивосток. Вместе с тем по заключению Минфина России на проект бюджета ПФР на 2016 год (от 8 октября 2015 г. N 12-07-08/57457) по причине отсутствия фактических данных о фонде заработной платы на данных территориях введение на указанных территориях пониженных тарифов не согласовано и не предусмотрено Законопроектом на 2016 год. (стр. 19 акта) |
По вопросу компенсации выпадающих доходов по пониженным тарифам страховых взносов для территорий опережающего социально-экономического развития в Калининградской области и свободного порта Владивосток. Статьей 31 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" предусмотрено, что пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для плательщиков, получивших статус резидента свободного порта Владивосток, устанавливаются с 1 января 2016 года, а законопроект о распространении норм Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" с 1 апреля 2016 года на территории Калининградской области не принят. Объем средств федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов согласован с Министерством финансов Российской Федерации и в случае возникновения дополнительной потребности в бюджетных ассигнованиях, получаемых в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи со снижением тарифов страховых взносов, в соответствии с частью 14 пункта 7 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется перечисление дополнительных бюджетных ассигнований путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете. |
Пояснение принимается во внимание. |
По состоянию на 1 января 2015 года остатки денежных средств на счетах Фонда составили 572,8 млрд. рублей, в том числе но накопительной составляющей - 248,8 млрд. рублей и по распределительной составляющей 324,0 млрд. рублей, из которых на выплату страховой пенсии - 233,3 млрд. рублей, на исполнение других публичных обязательств - 90,7 млрд. рублей. Согласно показателям оценки ожидаемого исполнения бюджета за 2015 год, направленным Фондом в Минтруд России в комплекте с Законопроектом (от 9 октября 2015 г. N АД-02-12/14321), доходы планируются в сумме 7 106 220 162,8 тыс. рублей, из них по распределительной составляющей - 6 978 367 962,6 тыс. рублей, расходы - 7 782 333 151,2 тыс. рублей, из них по распределительной составляющей - 7 236 853 013,7 тыс. рублей. В составе доходов учтен трансферт федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование в сумме 814 180 611,2 тыс. рублей, что на 124 261 573,0 тыс. рублей превышает показатель, утвержденный Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 385-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Проект закона о внесении изменений в указанный закон и Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в части увеличения трансферта на обязательной пенсионное страхование внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Согласно данным оценки расчетный остаток средств на 1 января 2016 года по распределительной составляющей составит 65,7 млрд. рублей, из которых остаток средств на выплаты, осуществляемые за счет страховых взносов на страховую пенсию (страховая пенсия, расходы на осуществление деятельности Фонда, на погребение умерших, получавших страховую или накопительную пенсию) составит 11,5 млрд. рублей. Следует отметить, что изначально Фондом представлялась Счетной палате Российской Федерации информация по ожидаемому исполнению доходной части бюджета в 2015 году, которая значительно отличалась от направленных в Минтруд России показателей оценки ожидаемого исполнения бюджета (по распределительной составляющей: увеличение суммы трансферта по ОПС, уменьшение доходов от поступления по страховым взносам, увеличение расходов на выплату страховой пенсии), вследствие того, что Фондом была осуществлена оценка исполнения бюджета за 2015 год на основания фактического исполнения бюджета по доходам за январь - сентябрь текущего года. (стр. 19-20 акта) По состоянию на 1 января 2015 года расчетный остаток средств федерального бюджета составил 182 083,3 млн. рублей, в том числе остаток средств трансфертов, направляемых на исполнение различных публичных обязательств (за исключением выплаты страховой пенсии) в сумме 90 745,2 тыс. рублей, трансферт на обязательное пенсионное страхование - 91 338,1 млн. рублей, (стр. 40 акта) По ряду показателей остаток средств на 1 января 2016 года сопоставим, а в некоторых случаях превышает годовой объем трансфертов на осуществление соответствующих выплат в 2016 году. Согласно части 2 статьи 8 Законопроекта остатки средств будут направлены Фондом на те же цели. (стр. 42 акта) |
Что касается использования переходящих остатков средств, образовавшихся в бюджете Фонда на 1 января 2015 года, то в соответствии с отчетом об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год остаток средств, образовавшийся в результате неполного использования средств бюджета Фонда за 2014 год, составил по распределительной составляющей 324,2 млрд. руб., из них на выплату страховых пенсий - 233,5 млрд. руб., в том числе направляемых на покрытие дефицита бюджета Фонда в 2015 году в соответствии с законом о бюджете - 221,12 млрд. рублей. Остатки целевых межбюджетных трансфертов составили 90,7 млрд. руб., из них по состоянию на 1 октября 2015 г. привлечены 36,5 млрд. руб., в том числе на выплату материнского (семейного) капитала 35,5 млрд. руб., а также учтены в доведенных предельных объемах Минфина России на 2016 год в сумме 21,5 млрд. руб., в том числе: - на выплату ежемесячной денежной выплаты - 11,2 млрд. руб.; - на выплату федеральной социальной доплаты - 5,7 млрд. руб.; на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению - 4,3 млрд. руб.; - на компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, - 0,3 млрд. руб. С учетом складывающейся экономической ситуации, в связи с недопоступлением страховых взносов на выплату страховых пенсий в объеме до 150 млрд. руб. и в целях недопущения невыплаты пенсий остатки средств федерального бюджета в объеме 32,6 млрд. руб. (по согласованию с Минфином России) в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 385-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" могут быть направлены на обязательное пенсионное страхование. |
Пояснение принимается во внимание. |
Абзацем 4 части 2 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что Методика расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, на компенсацию выпадающих доходов бюджету ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, на реализацию прав при установлении страховых пенсий отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", а также на обязательное пенсионное страхование, устанавливается Правительством Российской Федерации. До настоящего момента указанная методика Правительством Российской Федерации не утверждена. Частью 23 статьи 15 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что Методика определения стоимости одного пенсионного коэффициента утверждается Правительством Российской Федерации. До настоящего момента указанная методика Правительством Российской Федерации не утверждена. (стр. 24 акта) |
Об отсутствии методики определения стоимости одного пенсионного коэффициента и методики расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации поясняем. Проекты постановлений Правительства Российской Федерации "Об утверждении методики определения стоимости одного пенсионного коэффициента" и "Об утверждении методики расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации" в установленном порядке были внесены в Правительство Российской Федерации письмом Минтруда Роении от 15.04.2015 г. N 21-1/10-П-2144. В то же время с учетом сложившейся экономической ситуации принято решение о внесении изменений в действующее законодательство, согласно которым в 2016 году повышение страховой пенсии и индексация фиксированной выплаты к ней будут произведены с 1 февраля на 4 процента. При этом до 1 января 2017 года приостанавливается действие частей 20 - 22 статьи 15, частей 6 и 7 статьи 16, а также части 10 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", определяющих соответственно порядок ежегодного увеличения и установления стоимости одного пенсионного коэффициента, порядок индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также порядок ежегодной корректировки (увеличения) размера страховой пенсии. Таким образом, особый порядок увеличения страховых пенсий в 2016 году не требует применения разработанной методики определения стоимости одного пенсионного коэффициента. Что касается объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых в бюджет ПФР на выплату страховых пенсий, то в связи с особым порядком установления стоимости одного пенсионного коэффициента в 2016 году расчет трансфертов был произведен в соответствии с действующим порядком. |
Пояснение принимается во внимание. |
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации N 1084 Фондом было разработано и утверждено распоряжение Правления ПФР от 29 декабря 2014 г. N 642р "Об утверждении Правил определения нормативных затрат на обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов, нормативов затрат на обеспечение деятельности фонда и его территориальных органов и нормативов стоимости образовательных услуг дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка и повышение квалификации) работников системы ПФР" (далее - распоряжение Правления ПФР N 642р). Анализ положений распоряжения Правления ПФР N 642р в части соответствия расчетов затрат на приобретение средств подвижной связи, планшетных компьютеров, транспортных средств и мебели нормам, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации N 1084 показал следующее: - по расчетам затрат на приобретение средств подвижной связи и транспортных средств (пункты 31 и 109 Приложения 1 к распоряжению Правления ПФР N 642р) не установлены предельные нормативы по центральному аппарату - Исполнительной дирекции ПФР. Указаны только нормативы по территориальным органам Фонда и подведомственным им органам (Приложение 2 к распоряжению Правления ПФР N 642р): - по расчетам затрат на приобретение транспортных средств (пункт 109 Приложения 1 к распоряжению Правления ПФР N 642р) предельные нормативы, соответствующие параметрам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации N 1084, не установлены. В Приложении 2 к распоряжению Правления ПФР N 642р указана лишь отсылка к иному акту ПФР (согласно сведениям, представленным Фондом в ходе контрольного мероприятия, данным нормативным актом является постановление Правления ПФР от 17 мая 2007 г. N 111п "Об утверждении Временного положения об автотранспортном обслуживании территориальных органов ПФР", с учетом внесенных изменений от 12 марта 2012 г. N 53п). Анализ постановления Правления ПФР от 17 мая 2007 г. N 111п (с учетом внесенных изменений) показал, что данный нормативный акт также не распространяется на Исполнительную дирекцию ПФР, а нормативы и параметры, содержащиеся в нем (класс и марка автомобиля), не соответствуют нормативам и параметрам, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации N 1084 (предельная мощность в лошадиных силах и предельная цена автомобиля). (стр. 71 - 72 акта) |
В части несоответствия нормативных затрат на приобретение транспортных средств, утвержденных распоряжением Правления ПФР от 29 декабря 2014 г. N 642р, нормативам и параметрам, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений". В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 Пенсионный фонд Российской Федерации разработал и распоряжением Правления ПФР от 29.12.2014 N 642р утвердил нормативы затрат. Кроме того, постановлением Правления ПФР от 17 мая 2007 г. N 111п утверждено Временное положение об автотранспортном обслуживании территориальных органов ПФР. Данным постановлением Правления ПФР определены марки автомобилей, технические характеристики которых по предельной мощности в лошадиных силах и предельной цене в основном соответствуют нормативам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084. При формировании расходов на 2016 год в части затрат на приобретение средств мобильной связи и автотранспортных средств Фонд руководствовался нормативами затрат, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084. Затраты на приобретение автомобилей определены исходя из стоимости 810,55 тыс. рублей за единицу автотранспорта, что соответствует нормативу (не более 1000 тыс. рублей), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084. Кроме того, в 2015 году Фондом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации доработаны утвержденные нормативы затрат, в том числе и в части затрат на приобретение средств подвижной связи и транспортных средств, в строгом соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084. Проект нормативного акта ПФР письмом от 30 сентября 2015 г. N АД-24-12/13734 направлен в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на согласование, после чего будет утвержден Правлением ПФР. |
Пояснение принимается во внимание. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.