Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к заключению на проект
федерального закона
"О бюджете Пенсионного фонда
Российской Федерации на 2016 год"
Анализ соответствия проекта федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год положениям ежегодного и бюджетного посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
Задачи, определенные посланием Президента Российской Федерации |
Реализация задач, определенных посланием Президента Российской Федерации |
1. Совершенствование и уточнение правового статуса ПФР в рамках реализации мероприятий, предусмотренных вторым этапом Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (2014 - 2015 годы), принятой в реализацию Бюджетного послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 28 июня 2012 года "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах". |
На момент проведения проверки нормативный правовой акт, определяющий правовой статус Фонда, не принят. |
2. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 года "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" определены следующие задачи в части пенсионной системы: |
|
- обеспечение долгосрочной сбалансированности пенсионной системы с поэтапным сокращением дотаций Фонду из федерального бюджета при условии последовательного повышения уровня жизни пенсионеров. Принятие новой пенсионной формулы, которая обеспечит не только поддержание покупательной способности пенсий, их дифференциацию в зависимости от стажа и заработка граждан, стимулирование граждан к более позднему выходу на пенсию, но и устойчивую тенденцию к уменьшению зависимости пенсионной системы от трансфертов федерального бюджета при сохранении приемлемой для бизнеса страховой нагрузки; |
В доходной части бюджета Фонда на 2016 год объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, направляемых в бюджет ПФР, составляет 42,3%, что свидетельствует о зависимости бюджета Фонда от трансфертов из федерального бюджета. При этом не решается задача обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы и не достигаются цели, сформулированные в Стратегии развития пенсионной системы. Сохраняется практика применения пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, что усугубляет проблему зависимости бюджета ПФР от федерального бюджета. Бюджет Фонда на 2016 год сбалансирован за счет средств федерального бюджета, выделяемых на обязательное пенсионное страхование, а также на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" минимальный страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в 2016 году, составит 7 лет. Законопроектом учтены поступления в доход ПФР по дополнительным тарифам страховых взносов для отдельных категорий плательщиков в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на работах с особыми условиями труда, размер которых устанавливается по результатам специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Законопроектом в отношении самозанятых граждан предусмотрены тарифы страховых взносов в фиксированном размере, которые рассчитываются по определенной формуле, с учетом МРОТ. |
- необходимо оставить базовый тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на прежнем уровне; |
Тариф страховых взносов на ОПС для основной категории плательщиков в 2016 году сохранен на прежнем уровне (22,0% - до предельной величины облагаемой базы, 10,0% - сверх предельной величины облагаемой базы). |
- предоставление гражданам, только вступающим в правоотношения по пенсионному обеспечению, права выбора по направлению 4,0% страховых взносов в накопительную или в распределительную составляющую, но только после разработки Правительством Российской Федерации законодательства, которое в полной мере обеспечит создание работающей системы гарантированна пенсионных накоплений и его одобрения Федеральным Собранием Российской Федерации; |
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" установлена система гарантирования пенсионных накоплений. Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2013 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения" с 2014 года средства страховых взносов в полном объеме направляются на формирование страховой части трудовой пенсии. Данное положение сохраняет силу и в 2016 году. |
- определение четких параметров использования средств Фонда национального благосостояния на поддержание устойчивости пенсионной системы, а именно: в каких случаях эти средства будут использованы и механизмы их использования; |
В общем объеме средств федерального бюджета, планируемых к передаче в 2016 году в качестве межбюджетных трансфертов в бюджет ПФР, учтены средства на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц в сумме 11 951 618,3 тыс. рублей. Средства Фонда национального благосостояния на обеспечение сбалансированности бюджета ПФР на 2016 год не предусмотрены. |
- повышение уровня прозрачности пенсионной системы путем перехода с 2014 года на кассовое обслуживание исполнения бюджета ПФР органами Федерального казначейства. |
В соответствии со статьями 166.1, 168, 220.1, 241.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с 1 января 2014 года ПФР перешел на кассовое обслуживание исполнения бюджета органами Федерального казначейства. |
3. Пунктом 11 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. N Пр-2821, утвержденного в реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, предусмотрено в целях недопущения ухудшения положения налогоплательщиков Правительству Российской Федерации обеспечить в период с 2015 по 2018 год включительно неизменность условий налогообложения и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС, установленных до 1 января 2015 года. |
В 2015 году подготовлен законопроект N 897434-6 "О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и в статью 58.2 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", предусматривающий сохранение на период до 2018 года включительно тарифов страховых взносов, действующих в 2015 - 2017 годах для основной массы плательщиков. На момент проведения контрольного мероприятия укачанный законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации. Таким образом, в Законопроекте на 2016 год тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для основной категория плательщиков в 2016 году сохранен на прежнем уровне (22,0% - до предельной величины облагаемой базы, 10,0% - сверх предельной величины облагаемой базы). Также следует отметить, что перечень плательщиков страховых взносов, в отношении которых установлены пониженные тарифы, в Законопроекте на 2016 год расширен, а именно: в Законопроекте на 2016 год учтены пониженные тарифы страховых взносов в размере 6,0% для категорий плательщиков, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также для резидентов территории опережающего социально-экономического развития, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.