Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 971508-6 "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 1 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившего в силу с 15 сентября 2015 года (далее - Кодекс), обязательным условием представительства в суде по административным делам является наличие у представителя высшего юридического образования.
Суд принимает решение о допуске представителя в судебный процесс на основании представленных им документов о своем образовании, а также документов, удостоверяющих его статус и полномочия (ч. 3 ст. 55 Кодекса).
Данная правовая норма сформулирована таким образом, что требование о представлении документов об образовании, наряду с другими представителями, распространяется и на адвокатов.
Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" обязательным условием приобретения статуса адвоката является наличие высшего юридического образования.
Следовательно, является излишним распространение на лиц, имеющих статус адвоката, требования представлять документы о наличии высшего юридического образования.
На практике суды, осуществляющие административное судопроизводство, часто не допускают к участию в судебных заседаниях адвокатов без представления документов о наличии высшего юридического образования. Подобные случаи имеют место в Москве, Астраханской, Кемеровской, Мурманской областях, а также в иных регионах. Количество таких случаев продолжает расти.
Данное обстоятельство ведет к препятствованию профессиональной деятельности адвоката и, следовательно, к нарушению права граждан на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ).
В связи с этим проект федерального закона предусматривает внесение в статью 55 Кодекса указания на то, что адвокат представляет суду, осуществляющему административное судопроизводство, документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и его полномочия, а представитель, не являющийся адвокатом, - документ о своем образовании и документ, удостоверяющий его полномочия. При этом полномочия адвоката на ведение административного дела в суде должны удостоверяться ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, и доверенностью.
Принятие проекта федерального закона уточнит порядок представительства в административном судопроизводстве, что будет способствовать повышению эффективности реализации конституционного права каждого лица на получение квалифицированной юридической помощи.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" и его реализация не потребуют выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.