Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 971005-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации страхового дела"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации страхового дела" (далее - проект федерального закона) предусматривает необходимые изменения в законодательство Российской Федерации о страховании и об актуарной деятельности в части исключения страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно по обязательному медицинскому страхованию, из перечня организаций, деятельность которых подлежит обязательному актуарному оцениванию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС) страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования. Страховые медицинские организации не являются субъектами обязательного медицинского страхования.
Страховая медицинская организация в соответствии с Законом об ОМС направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования. Получение страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования не влечет за собой перехода этих средств в собственность страховой медицинской организации.
Обязанности страховой медицинской организации, предусмотренные Законом об ОМС, вытекают из договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, которые не предполагают обязательств по осуществлению страховой выплаты в связи с риском предоставления и оплаты медицинской помощи гражданам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона об ОМС страховые медицинские организации ведут раздельный учет доходов и расходов по операциям со средствами обязательного медицинского страхования и средствами добровольного медицинского страхования с учетом особенностей, установленных нормативными актами Банка России, и Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в пределах своей компетенции, а также раздельный учет собственных средств и средств обязательного медицинского страхования, предназначенных для оплаты медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон о страховании) для обеспечения исполнения обязательств по страхованию страховщики формируют страховые резервы. Под формированием страховых резервов понимается актуарное оценивание обязательств страховщиков по осуществлению предстоящих страховых выплат по договорам страхования и по исполнению иных действий по указанным договорам (страховых обязательств). Страховые медицинские организации, осуществляющие исключительно обязательное медицинское страхование, не заключают договоров страхования, не получают страховых премий (взносов), не рассчитывают страховые тарифы, не формируют страховых резервов и не инвестируют средства страховых резервов. Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" объектом актуарной деятельности является деятельность органов и организаций в части финансовых рисков и (или) выполнения обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, которая подлежит актуарному оцениванию или в отношении которой осуществляется иной вид актуарной деятельности. С учетом изложенного объект для актуарного оценивания страховых медицинских организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование, отсутствует.
Таким образом, для страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно по обязательному медицинскому страхованию, актуарное оценивание представляется излишним.
Также необходимо отметить, что отмена обязательного актуарного оценивания страховых медицинских организаций, не повлечет ослабление контроля за деятельностью и финансовой устойчивостью страховых медицинских организаций со стороны Банка России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом о страховании и Законом об ОМС.
Иной инициативой на которую направлен проект федерального закона является расширение каналов продаж договоров накопительного страхования жизни и пенсионного страхования.
Законодательством Российской Федерации о страховании предусмотрен упрощенный порядок заключения договоров страхования по отдельным видам страхования в виде электронного документа. В настоящее время данный порядок удаленного заключения договоров страхования не распространяется на такие сложные для понимания большинством страхователей виды страхования, как пенсионное страхование и страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика.
Вместе с тем Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 234-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" внесены изменения, направленные на обеспечение прозрачности деятельности страховщиков и повышение информированности потребителей страховых услуг о страховщиках и условиях предоставляемых ими страховых услуг. Согласно пункту 6 статьи 6 Закона о страховании в целях доведения до страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, лиц, имеющих намерение заключить договор страхования, информации о своей деятельности страховщик должен иметь собственный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещаются сведения о страховщике и оказываемых им услугах, в частности, правила страхования и страховые тарифы.
Также в соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 3 Закона о страховании по требованиям страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, а также лиц, имеющих намерение заключить договор страхования, страховщики обязаны разъяснять положения, содержащиеся в правилах страхования и договорах страхования, предоставлять расчеты изменения в течение срока действия договора страхования страховой суммы, расчеты страховой выплаты или выкупной суммы (если такие условия предусмотрены договором страхования жизни), информацию о способах начисления и об изменении размера инвестиционного дохода по договорам страхования жизни, заключаемым с условием участия страхователя или иного лица, в пользу которого заключен договор страхования жизни, в инвестиционном доходе страховщика.
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 6.1 Закона о страховании при заключении договора страхования в виде электронного документа страховую премию (страховой взнос) страхователь - физическое лицо уплачивает после ознакомления с условиями, содержащимися в договоре добровольного страхования и правилах страхования, подтверждая тем самым свое согласие заключить этот договор на предложенных страховщиком условиях.
Учитывая изложенное, Закон о страховании содержит положения, направленные на защиту интересов страхователей (застрахованных лиц) при заключении договоров страхования в виде электронных документов, в связи с чем снятие ограничений на заключение договоров накопительного страхования жизни и пенсионного страхования в виде электронного документа не должно привести к нарушению прав страхователей.
Принятие федерального закона позволит снизить издержки страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно по обязательному медицинскому страхованию, за счет отмены требования об обязательном актуарном оценивании их деятельности, а также способствовать развитию пенсионного страхования и страхования жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика путем предоставления возможности заключать договоры страхования по указанным видам страхования в виде электронного документа по упрощенной схеме, предусмотренной статьей 6.1 Закона о страховании.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации страхового дела"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации страхового дела" не приведет к необходимости дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации страхового дела"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации страхового дела" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу законодательных актов Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации страхового дела"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации страхового дела" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.