Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 973183-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
В 2015 году в Российской Федерации впервые за 15 лет произошли массовые задержки и сокращения заработной платы работникам предприятий и учреждений различных форм собственности - как в государственном, так и в частном секторе.
В частности, по имеющейся информации, во многих регионах страны имели место задержки заработной платы сотрудникам подразделений МЧС России.
В ряде субъектов РФ задерживают или сокращают заработную плату учителям, врачам, работникам детских садов и других учреждений бюджетной сферы. Подобная ситуация имеет место, например, в Забайкальском крае, Приморском крае, Ростовской области, других регионах.
В Калининградской области от невыплат зарплаты пострадали работники предприятий ЖКХ. Во многих субъектах РФ не выплачивается заработная плата на предприятиях промышленности, энергетики, сельского хозяйства.
По данным Росстата, общее число организаций, имеющих просроченную задолженность по заработной плате работников, за 2015 год выросло почти вдвое - с 370 в январе до 600 в декабре. При этом общее число работников, перед которыми имеется указанная задолженность, выросло, соответственно, с 48,9 тыс. до 90,4 тыс.
Общая сумма задолженности по заработным платам в январе 2015 года равнялась 2 млрд.рублей. По состоянию на 1 декабря 2015 года она составила уже 3,9 млрд.руб., то есть выросла в два раза, причем только за ноябрь она увеличилась на 395 млн .рублей.
Задержки и сокращения заработной платы происходят на фоне общего ухудшения уровня и качества жизни россиян, роста цен. У большинства граждан России нет достаточных финансовых резервов, чтобы компенсировать потерю дохода, в связи с этим невыплаты зарплат создают реальную угрозу развития в стране нищеты.
Также они создают риск всплеска социального недовольства - оно уже имеет место во многих регионах, где происходят забастовки и массовые акции работников, оставшихся в канун новогодних праздников без заработка.
В сложившейся ситуации государство должно принять меры по пресечению задержек и неполной выплаты заработной платы. Однако действующее уголовное и административное законодательство не содержит полноценного правового регулирования, позволяющего справедливо наказать виновных.
Так, в настоящее время в Уголовном кодексе РФ (статья 145.1) установлена ответственность руководителей организаций (филиалов, представительств, иных обособленных структурных подразделений) за частичную невыплату в течение трех месяцев или полную невыплату в течение двух месяцев заработной платы и иных установленных законом выплат работникам. При этом указывается, что речь идет о невыплате зарплаты "из корыстной или иной личной заинтересованности". Под частичной невыплатой понимается выплата менее 50 процентов от установленного платежа.
В Кодексе РФ об административных правонарушениях отсутствует специальная норма о невыплате или неполной выплате зарплат. Имеется лишь общая норма части 1 статьи 5.27, в которой в принципе говорится о нарушении трудового законодательства и установлены незначительные административные штрафы (на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000 рублей; на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей). При этом должностные лица вообще могут быть подвергнуты лишь предупреждению, без уплаты штрафа.
Следовательно, в настоящее время заработная плата, без особых последствий для работодателя или иного лица, отвечающего за ее выплату:
- может вообще не выплачиваться два месяца или выплачиваться в половинном размере (или менее) в течение трех месяцев;
- может выплачиваться в неполном объеме (но более 50% от установленного платежа) в течение сколь угодно длительного времени.
Кроме того, - и это самое главное - ответственность за невыплату зарплаты несут руководители организаций и их должностные лица. Руководители вышестоящих организаций, учредители, иные лица, которые обязаны своевременно и в полном объеме финансировать подведомственные им организации (филиалы, структурные подразделения), и которые их не профинансировали, уголовной или административной ответственности не подлежат.
Авторы законопроекта полагают несправедливой ситуацию, в которой за невыплату заработной платы, например, педагогическим или медицинским работникам ответственность понесет только руководитель соответствующего образовательного или медицинского учреждения, а не должностное лицо вышестоящего административного органа, от которого зависит деятельность данного учреждения.
Более того, непосредственный руководитель школы, детского сада, больницы, поликлиники, - хотя формально именно он несет ответственность за оплату труда своих работников, - может оказаться в ситуации, когда средств нет, а на его жалобы вышестоящие инстанции не реагируют. Привлечение его к ответственности в данном случае означало бы наказание "стрелочника", а не реально виновного должностного лица.
Учитывая изложенное, законопроектом предусматривается:
1. Введение уголовной и административной ответственности учредителей организаций и иных лиц, в обязанности которых входит финансирование их деятельности, за неперечисление, несвоевременное или неполное перечисление им средств, из-за чего произошла частичная или полная невыплата работникам заработной платы.
При этом устанавливаются достаточно чувствительные меры ответственности:
а) в УК РФ:
- при частичной невыплате заработной платы свыше двух месяцев - штраф в размере от 500 тысяч до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до одного года;
- при полной невыплате заработной платы свыше двух месяцев или выплате зарплаты в размере ниже установленного законом МРОТ - штраф от 500 тысяч до 2 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (или без такового), либо лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (или без такового).
б) в КоАП РФ:
- при частичной невыплате заработной платы (один или два месяца, так как при большем сроке следует уголовная ответственность) - для должностных лиц - штраф в размере от 100 тысяч до 1 млн. руб. (аналогичная ответственность установлена для индивидуальных предпринимателей); для юридических лиц - штраф от 300 тысяч до 1,5 млн. руб.;
- при полной невыплате заработной платы или выплате зарплаты в размере ниже установленного законом МРОТ (также в течение одного или двух месяцев, так как далее следует уголовная ответственность) - для должностных лиц - штраф в размере от 300 тысяч до 1 млн. руб. (аналогично - для ИП); для юридических лиц - от 500 тысяч до 1,5 млн. рублей.
2. Вводится специальная норма об административной ответственности за частичную или полную невыплату заработной платы работникам в течение одного или двух месяцев (при большем сроке следует уголовная ответственность). При этом существенно усиливаются меры наказания по сравнению с ныне действующей ответственностью за нарушение трудового законодательства по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Например, за частичную невыплату заработной платы, если это действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, предусматривается: для должностных лиц (аналогично для ИП), - штраф в размере от 100 до 500 тыс. руб.; на юридических лиц - от 100 тысяч до 1 млн. рублей.
За полную невыплату заработной платы или выплату зарплаты в размере ниже установленного законом МРОТ, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния - на должностных лиц налагается штраф в размере от 300 тысяч до 1 млн. руб. (аналогично - ИП); на юридических лиц - от 500 тысяч до 1,5 млн. рублей.
При неоднократном совершении соответствующих административных нарушений ответственность усиливается.
3. Изменяется норма о частичной невыплате заработной платы. Теперь ответственности подлежат лица, допустившие невыплату 50 процентов и более заработной платы работникам, как в действующей редакции УК РФ, а 25 процентов и более. Авторы законопроекта исходят из того, что потеря даже 25 процентов ежемесячного заработка в условиях кризиса весьма чувствительна для большинства россиян.
4. Уголовная ответственность предусматривается при частичной невыплате заработной платы свыше не трех, как в настоящий момент, а двух месяцев.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.