Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 973780-6 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об электроэнергетике"
Досье на проект федерального закона
Необходимость разработки и принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - законопроект) обусловлена следующим.
В 2013 - 2014 годах Правительством Российской Федерации был предпринят ряд мер по сдерживанию тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей, что нашло отражение в следующих решениях и нормативных правовых актах:
решении Правительства Российской Федерации по "заморозке" роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии территориальными сетевыми организациями до 1 июля 2015 года (постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике");
стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 511-р, направленной на снижение операционных расходов к 2017 году на 15% относительно уровня 2012 года с учетом инфляции в расчете на единицу обслуживания электротехнического оборудования и сокращение количества территориальных сетевых организаций (далее - ТСО) к 2017 году на 50% относительно уровня 2012 года;
директиве, утвержденной Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым от 23 апреля 2014 года N 2454п-П13, предполагающей сокращение административных и управленческих расходов госкомпаний топливно-энергетического комплекса в 2014 году к уровню 2013 года на 15%.
Необходимость снижения количества ТСО также отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин на совещании по развитию электросетевого комплекса России 20 марта 2013 года: "Надо обеспечивать постепенное сокращение территориальных сетевых организаций и их консолидацию, в целом устанавливать более строгие технические требования к их работе. В Российской Федерации насчитывается более 3 500 таких организаций, в то время как, например, в ФРГ их около 800, а в Великобритании - всего 16".
В противоречие целевым ориентирам федеральных органов исполнительной власти в 2013 - 2014 годах решением ЗАО "Комплексные энергетические системы" на территории Республики Коми на базе существующих электросетевых активов создана новая территориальная сетевая организация - ООО "Региональная распределительная сетевая компания" "Республика Коми" (далее - филиал ООО "РРСК"). Деятельность филиала ООО "РРСК" реализуется на базе генерирующих активов ОАО "Волжская ТГК", для чего планируется передать филиалу ООО "РРСК" в аренду распределительные устройства 35 кВ и 110 кВ электростанций генерирующей компании.
Результатом подобной "реорганизации" станет дополнительная тарифная нагрузка на регионального потребителя (по электростанциям, регулируемым на федеральном уровне, тариф на производство электрической энергии не изменится, в то время как в регионах расходы на содержание созданной ТСО войдут в тариф на электрическую энергию), что может повлечь за собой негативные социально-экономические последствия для населения и промышленных предприятий.
При этом следует отметить, что данные распределительные устройства являются неотъемлемой частью производственного процесса по выработке электрической энергии станциями ОАО "Волжская ТГК" и отпуску ее в сети региональных распределительных сетевых организаций, и дробление основного оборудования станции может существенно повлиять на степень надежности электроснабжения.
Реализация данной схемы со стороны ЗАО "Комплексные энергетические системы" на базе отдельного субъекта Российской Федерации может выступить в качестве юридического прецедента, что повлечет за собой "волнообразное копирование" этого алгоритма на другие субъекты Российской Федерации.
Учитывая, что предоставление услуг по передаче электрической энергии регулируется Федеральным законом N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и обязательным условием для оказания услуг по передаче электрической энергии является наличие в составе ТСО объектов электросетевого хозяйства, предлагаемое исключение из категории объектов электросетевого хозяйства распределительных устройств производителей электрической энергии позволит исключить риски дополнительной тарифной нагрузки вследствие создания новых ТСО на базе активов генерирующих компаний.
Принятие законопроекта позволит не допустить подобных искажений в производственном цикле, что в конечном итоге поможет снизить рост тарифной нагрузки на потребителей электрической энергии.
Данный вопрос был рассмотрен и поддержан 30 июня 2015 года XLVIII Конференцией Парламентской Ассоциации Северо-Запада России.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об электроэнергетике"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об электроэнергетике"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.