Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 977088-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу исполнения обязательства по договору потребительского кредита (займа)"
Досье на проект федерального закона
Настоящим проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу исполнения обязательства по договору потребительского кредита (займа)" (далее - законопроект) предлагается внести изменения в КоАП РФ и в Федеральный закон от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", предусмотрев, что денежное требование по договору потребительского кредита (займа), не может принадлежать лицу, не являющемуся кредитором, то есть по сути - запрет коллекторской деятельности, и введя административную ответственность за нарушение кредитором законодательства о потребительском кредите (займе).
Под коллекторской деятельностью, как правило, понимаются любые действия, направленные на возврат задолженности по договорам потребительского кредита (займа).
Большинство граждан, столкнувшихся когда-либо с коллекторами, вспоминают угрозы и шантаж, причем не только в отношении себя, но и своих близких. Нередки случаи применения физического насилия - новостные ленты пестрят сообщениями об избиении граждан (иногда, даже, и их домашних питомцев) коллекторами. Существуют и другие случаи - коллекторы расписывают стены в подъездах, пытаются на незаконных основаниях проникнуть в жилище должников и изъять имущество с целью погашения просроченного долга. Причем, порой эти действия совершаются в отношении граждан, которые не брали кредитов.
Кроме того, достоянием общественности стали несколько случаев убийства должников коллекторами. Так, в 2014 году в Перми скончался 28-летний Никита Пальянов, избитый до смерти коллекторами. Аналогичные ситуации, к сожалению, постоянно происходят по всей стране.
В Республике Крым и городе федерального значения Севастополе после того, как украинские банки прекратили свою деятельность на территории полуострова Крым, начали активно действовать коллекторские агентства по взиманию задолженности с граждан в пользу украинских банков. Также под видом коллекторов на территории полуострова Крым действуют мошенники.
Классической формой выбивания долгов коллекторами являются назойливые звонки должникам, которые нередко приводят к нарушению физического и психического состояния здоровья граждан.
Помимо сказанного, необходимо отметить, что коллекторские агентства своими действиями часто нарушают требования законодательства о персональных данных, поскольку осуществляют их обработку и разглашение без согласия граждан.
В целом, видно, что основные методы работы коллекторов носят противоправный характер.
В связи с массовыми случаями нарушений прав граждан Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка на совещании 16 декабря 2015 года потребовал более адекватно реагировать на многочисленные нарушения закона, допускаемые коллекторами, усилить контроль и надзор за действиями коллекторских агентств, внимательнее относиться к заявлениям о незаконной активности коллекторских агентств.
Таким образом, очевидно, что в России коллекторы зарекомендовали себя не как кредитные консультанты и медиаторы, призванные помочь урегулировать вопросы погашения кредиторской задолженности, а как рэкетиры, которые зачастую с помощью противоправных действий пытаются "выбить долги". Представляется, что сложившуюся ситуацию необходимо срочно исправлять. На сегодняшний день эта деятельность прочно зарекомендовала себя как недобросовестная, схожая с так называемым "беспределом 90-х гг.".
В настоящее время коллекторские агентства не обладают какими-либо властными полномочиями, их деятельность не лицензируется, их услуги не стандартизируются. Государственный реестр коллекторских агентств не ведется. Посколько в настоящее время правовой статус коллекторских агентств на законодательном уровне не определен, специальная ответственность коллекторских агентств не предусмотрена.
Из всего вышесказанного очевидно, что проблема коллекторов приобрела федеральный уровень.
Только законодательный запрет коллекторской деятельности, а также введение ответственности за нарушение законодательства смогут в достаточной степени обеспечить защиту личных и экономических прав наших граждан.
Таким образом, в Федеральный закон от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" предлагается включить положение о том, что денежное требование по договору потребительского кредита (займа), не может принадлежать лицу, не являющемуся кредитором. Иное лицо, оказавшееся обладателем такого требования по основаниям, предусмотренным законом или иным нормативным актом, обязано уступить его организации, признаваемой кредитором, в течение месяца. Тем самым коллекторские агентства не смогут работать с задолженностями по потребительским кредитам (займам). Корреспондирующие изменения вносятся по всему тексту Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".
Кроме того, статью 14.57 КоАП РФ предлагается изложить в новой редакции, которая предусматривает ответственность за уступку денежного требования по договору потребительского кредита (займа) лицу, которое не может быть в соответствии с законодательством кредитором. В случае обнаружения в действиях кредитора правонарушения предполагается наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей, на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу исполнения обязательства по договору потребительского кредита (займа)" будет важным шагом на пути нормативного регулирования коллекторской деятельности, которая в настоящий момент находится за рамками правового поля. Принятие Федерального закона будет способствовать большей защищенности граждан Российской Федерации от неправомерных действий кредитных организаций и нанятых ими третьих лиц по взысканию задолженности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу исполнения обязательства по договору потребительского кредита (займа)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу исполнения обязательства по договору потребительского кредита (займа)" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу исполнения обязательства по договору потребительского кредита (займа)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу исполнения обязательства по договору потребительского кредита (займа)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.