Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 978623-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в статьи 5 и 9 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в статьи 5 и 9 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в развитие положений подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", а также в соответствии с пунктом 17 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2015 год, утвержденного распоряжением Правительстве Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 2736-р.
Законопроект направлен на развитие правового механизма реализации принципов профессионализма и компетентности, единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и муниципальной службы, установленных Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) и Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ).
В этой связи законопроектом предполагается внести взаимосвязанные изменения в Федеральный закон N 79-ФЗ и Федеральный закон N 25-ФЗ в части включения в квалификационные требования для замещения должностей гражданской и муниципальной службы требования к специальности, направлению подготовки (при наличии соответствующего решения представителя нанимателя).
Квалификационные требования к образованию приведены в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), которым установлены различные уровни высшего профессионального образования - бакалавриат, специалитет и магистратура.
Законопроектом также уточняются в связи с принятием Федерального закона N 273-ФЗ положения Федерального закона N 79-ФЗ об учете стажа гражданской службы и опыта работы исходя из имеющихся у гражданского служащего (гражданина) специальности, направления подготовки.
Кроме того, законопроектом предусматривается, что с целью оказания государственным органам методологической помощи федеральным государственным органом по управлению государственной службой формируется справочник квалификационных требований по специальностям (направлениям подготовки), знаниям и умениям, необходимым для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности.
Соблюдение государственными органами единообразного подхода к установлению квалификационных требований создаст возможности для мобильности кадров на гражданской службе, в том числе посредством ротации и использования кадрового резерва, а также расширит перспективы должностного роста гражданских служащих и их профессионального развития.
Расширение осведомленности граждан о квалификационных требованиях повысит открытость гражданской и муниципальной службы и создаст важные предпосылки для формирования у них реального понимания потенциальных возможностей для самореализации в системе государственного управления, тем самым повысит престиж гражданской и муниципальной службы, авторитет гражданских и муниципальных служащих.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в статьи 5 и 9 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в статьи 5 и 9 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в статьи 5 и 9 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в статьи 5 и 9 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует внесения изменений в Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" в целях достижения терминологического единообразия при использовании понятия "квалификационные требования".
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в статьи 5 и 9 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в статьи 5 и 9 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих".
Кроме того, принятие законопроекта потребует:
внесения изменений в указы Президента Российской Федерации:
от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" (в целях внедрения в конкурсную процедуру оценки квалификации претендентов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы (далее - гражданская служба), предусмотренной законопроектом. Предметом регулирования указанного проекта указа Президента Российской Федерации будут являться правоотношения, связанные с учетом оценки квалификации претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы в рамках конкурсной процедуры. В проекте указа Президента Российской Федерации будет предусмотрено требование о проведении оценки квалификации в рамках конкурса и необходимость учета ее результатов при принятии решения по результатам конкурса);
от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" (в целях регулирования правоотношений, связанных с учетом указанной оценки в рамках аттестации. В проекте указа Президента Российской Федерации будет предусматриваться требование о проведении оценки квалификации в рамках аттестации и необходимость учета ее результатов при принятии решения по результатам аттестации).
Кроме того, принятие законопроекта потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. N 822 "Об утверждении Правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах" и постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2005 г. N 514 "Об особенностях статуса и Типовом должностном регламенте статс-секретарей - заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти", предусмотрев в указанных нормативных правовых актах понятие "стаж гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки".
Срок разработки вышеуказанных нормативных правовых актов - в течение года со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.