Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 984308-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект подготовлен в целях выполнения правительственных гарантий, соглашений, заключенных между принимающими городами и Международной федерацией футбольных ассоциаций (далее - FIFA), обеспечения безопасности, а также в целях приведения Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее соответственно - Федеральный закон, чемпионат мира) в соответствие с законодательством в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и миграционным законодательством.
В настоящее время Федеральным законом установлено, что в период проведения спортивных соревнований чемпионата мира (далее - спортивные соревнования) и в течение пяти месяцев до наступления даты проведения соответствующих спортивных соревнований иностранные граждане и лица без гражданства, принимающие участие в мероприятиях чемпионата мира (далее - мероприятия), а также иностранные граждане и лица без гражданства-участники спортивных соревнований осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации без оформления виз на основании действительных документов, удостоверяющих личность, при условии, что указанные лица включены в списки FIFA, в соответствии с Федеральным законом. По предварительным оценкам, в списки FIFA войдут 10 тыс. человек.
По результатам совместной проработки Минспортом России, FIFA и иными заинтересованными органами и организациями вопроса въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, включенных в списки FIFA, принято решение о въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации указанных лиц по визам с установлением упрощенного порядка их выдачи в целях соответствия Правительственной гарантии N 1 от 13 апреля 2010 г.
Законопроектом предлагается установить особенности въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, принимающих участие в мероприятиях, иностранных граждан и лиц без гражданства - участников спортивных соревнований, включенных в списки FIFA, направленные на обеспечение безопасности, оперативности и бесплатности оформления виз для указанных лиц.
Законопроектом предусмотрено, что визы будут оформляться дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации по решениям, принятым МИДом России, на основании ходатайств АНО "Оргкомитет "Россия-2018" в течение трех рабочих дней с момента подачи документов для оформления визы без взимания консульского сбора или иной связанной с выдачей виз платы при условии, что указанные лица включены в списки FIFA. Данный порядок имеет ограниченное действие во времени и будет применяться до 31 декабря 2018 г.
В целях установления особенностей регулирования вопросов трудовой деятельности в период проведения чемпионата мира, а также выполнения Правительственной гарантии N 2 от 14 апреля 2010 г. законопроектом предлагается внести в статью 9 Федерального закона изменения, позволяющие иностранным гражданам и лицам без гражданства, принимающим участие в мероприятиях, а также участникам спортивных соревнований, обладающим правом безвизового въезда, осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации без получения патентов.
Согласно Правительственной гарантии N 2 от 14 апреля 2010 г. Российская Федерация должна обеспечить выдачу разрешений на работу лицам, въезжающим на территорию Российской Федерации в связи с деятельностью, относящейся к подготовке и проведению чемпионата мира. При этом под разрешениями на работу понимаются любые разрешения на выполнение работ или трудоустройство.
Статьей 9 Федерального закона в действующей редакции в целях реализации указанной Правительственной гарантии предусмотрено право иностранных граждан и лиц без гражданства, принимающих участие в мероприятиях, а также участников спортивных соревнований в период проведения спортивных соревнований осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации без получения разрешений на работу.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым разрешение на работу выдается иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы. В случае прибытия иностранного гражданина на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, такому иностранному гражданину для временного осуществлении на территории Российской Федерации трудовой деятельности требуется получение патента.
Таким образом, иностранные граждане, пользующиеся правом безвизового въезда и привлекаемые FIFA или иными юридическими и физическими лицами, указанными в части 1 статьи 9 Федерального закона, для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, обязаны получить патент в общем порядке.
Принятие законопроекта позволит привести Федеральный закон в соответствие с миграционным законодательством.
Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон, также касаются установления особенностей медицинского обеспечения в связи с проведением чемпионата мира.
Статьей 39 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" устанавливается, что медицинское обеспечение участников мероприятий Является обязанностью организатора мероприятий. Согласно статье 3 Федерального закона единственным организатором чемпионата мира является FIFA. В связи с этим у FIFA возникает обязанность по медицинскому обеспечению участников мероприятий.
При этом в соответствии с разделом "Б" Правительственной гарантии N 4 от 14 апреля 2010 г. Российская Федерация несет ответственность за обеспечение охраны здоровья людей во время проведения чемпионата мира и за счет средств Российской Федерации будут задействованы все необходимые медицинские и эпидемиологические службы на федеральном, региональном и местном уровнях.
Кроме этого, соглашения об участии принимающих городов в организации и проведении чемпионата мира, заключенные между указанными городами и FIFA, предусматривают, что все меры по медицинскому обеспечению участников мероприятий должны быть осуществлены силами и за счет принимающих городов.
Законопроектом предлагается установить, что обеспечение медицинской помощью участников спортивных соревнований, иных лиц, участвующих в мероприятиях, и зрителей таких мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Порядок организации такой помощи будет утверждаться Минздравом России с учетом требований FIFA.
Также законопроектом предусматривается уточнение особенностей изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры и актуализация отдельных положений Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона АНО "Арена-2018" - дочерняя организация АНО "Оргкомитет "Россия-2018" наделена полномочиями по осуществлению проектирования строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования для подготовки и проведения чемпионата мира.
С учетом сжатых сроков подготовки временных строений и сооружений для проведения чемпионата мира, а также для обеспечения их качества, экономии средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели, частью 4 законопроекта предлагается наделить АНО "Арена-2018" полномочиями по поставке, монтажу и демонтажу данных строений и сооружений.
Согласно статье 30 Федерального закона в собственность Российской Федерации изымаются участки для размещения объектов инфраструктуры федерального значения с возмещением убытков пользователям данных земельных участков, связанных с их изъятием. К объектам инфраструктуры федерального значения относятся в том числе объекты, финансирование строительства и (или) реконструкции которых предусмотрено частично за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Программой подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу (далее - Программа) строительство объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено частично за счет средств федерального бюджета, осуществляется субъектами Российской Федерации при софинансировании из федерального бюджета.
Положения Федерального закона предполагают изъятие в федеральную собственность земельных участков для размещения объектов, заказчиками строительства которых будут субъекты Российской Федерации и которые будут отнесены к собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с действующей редакцией федерального закона допускается ситуация, когда денежные средства на изъятие земельных участков будут выделяться Российской Федерацией, однако участки перейдут в собственность субъектов Российской Федерации, что является нецелевым использованием бюджетных средств.
В этой связи законопроектом предлагается изымать в собственность Российской Федерации земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества только в том случае, когда строительство объектов инфраструктуры будет осуществляться полностью за счет средств федерального бюджета.
Указанные положения согласованы с субъектами Российской Федерации.
Дополнительно необходимо отметить, что Программой не предусмотрены строительство и реконструкция объектов за счет средств федерального бюджета с софинансированием из внебюджетных источников.
Частью 2 статьи 31 Федерального закона предусмотрено, что финансирование расходов" связанных с предоставлением жилых помещений гражданам, выселяемым из занимаемых по договору социального найма жилых помещений в связи со сносом домов для размещения объектов инфраструктуры, осуществляется за счет федерального бюджета.
Вместе с тем частью 1 статьи 31 Федерального закона предусмотрено, что переселение граждан из занимаемых по договору социального найма жилых помещений в связи со сносом домов для размещения объектов инфраструктуры осуществляется из жилищного фонда, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, либо жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности. Также данной статьей предусмотрено, что переселение граждан осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления соответственно.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, то выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Исходя из изложенного в целях недопущения нецелевого расходования средств федерального бюджета частью 7 законопроекта предлагается установить финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе домов для размещения объектов инфраструктуры, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета соответственно.
В соответствии с заключенными между принимающими городами и FIFA соглашениями об участии указанных городов в организации и проведении чемпионата мира соответствующие субъекты Российской Федерации взяли на себя обязательства по оказанию необходимой поддержки в связи со строительством, ремонтом и/или предоставлением любых инфраструктурных объектов, а также в связи с предоставлением оборудования, коммунальных и других услуг, необходимых для организации и проведения чемпионата мира.
С учетом того, что в Программе используется термин "ответственные исполнители подпрограмм Программы" и нет термина "ответственные исполнители Программы", частью 5 законопроекта предлагается привести терминологию Федерального закона в соответствие с терминологией, используемой в указанном постановлении.
Реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, обеспечит недопущение нецелевого использования средств федерального бюджета и реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законе*, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О подготовке и Проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в план мероприятий по реализации Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 1333-р.
Обоснование необходимости подготовки: пункт 1 законопроекта.
Срок подготовки - в течение 2 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минспорт России.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в приказ Минспорта России от 28 марта 2014 г. N 160 "Об утверждении порядка формирования и направления автономной некоммерческой организацией "Организационный комитет "Россия-2018" в уполномоченные органы и организации перечня мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, перечня контрагентов FIFA, перечня дочерних организаций FIFA, а также перечня лиц, включенных в списки FIFA" (зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2014 г., N 32006).
Обоснование необходимости подготовки: пункт 1 законопроекта.
Срок подготовки - в течение 4 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минспорт России, соисполнители - МИД России, ФСБ России.
Принятие законопроекта потребует принятия приказа Минздрава России "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи участникам спортивных соревнований, иным лицам, участвующим в мероприятиях, и зрителям таких мероприятий".
Обоснование необходимости подготовки: пункт 3 законопроекта.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минздрав России, соисполнитель - Минспорт России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.