Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 979790-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих нестационарную торговлю)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих нестационарную торговлю)" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства, осуществляющих нестационарную торговлю, в том числе в связи с заключением ими договоров на установку и размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО).
В настоящее время в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В России в настоящее время насчитывается около 200 тысяч НТО круглогодичного размещения и около 60 тысяч объектов временного (сезонного) размещения. Число граждан, непосредственно занятых в малой торговле, оценивается примерно в 1,5 млн человек без учета персонала, занятого в смежных (обслуживающих) отраслях - оптовой торговле, логистике, сервисных организациях. По экспертным оценкам, на малую торговлю, в том числе нестационарную, в 2014 году приходилось не менее 10% совокупного оборота розничной торговли, при этом для ряда товарных специализаций нестационарная торговля объективно является важнейшим каналом продаж (например, продажа свежих овощей, фруктов, ягод (особенно в европейской части России), хлеба и хлебобулочных изделий, колбас и мясной гастрономии, молока и молочных продуктов).
Предоставление субъектам малого предпринимательства муниципальных земельных участков или помещений, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов в аренду, пользование или на основании иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество определенным категориям субъектов, что закреплено в ст. 39.6 Земельного кодекса РФ и в статье 17.1 Федерального закона от 26 июня 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Субъекты малого предпринимательства в настоящее время не подпадают под указанное исключение, поэтому по истечение срока договора аренды, пользования, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального земельного участка или помещения, где располагается нестационарный торговый объект, предприниматели должны вновь участвовать в торгах на право заключения договора, объектом которого будет данное имущество.
В результате наблюдается значительное сокращение нестационарной розничной торговли, причем не по объективным экономическим причинам, а по причинам административного характера. Так, например, согласно данным Росстата по г. Москве за период 2013-2015 гг. (по состоянию на 1 января) количество юридических лиц (предприятий и организаций), осуществляющих деятельность в сфере оптовой и розничной торговле, сократилось на 17,5%, в ряде субъектов Российской Федерации наблюдается снижение количества НТО до 30%, в целом по России - 4,9%, хотя именно нестационарная торговля в силу востребованности у населения и доступности должна развиваться и быть востребованной в том числе и у малого бизнеса. При этом органами прокуратуры в различных регионах России выявлялось значительное количество фактов ущемления прав предпринимателей, осуществляющих деятельность с использованием НТО, а значительная доля нарушений была связана именно с применением правил о схеме их размещения (например, отсутствие утвержденных схем размещения либо информации, которая должна быть указана в этих схемах в соответствии с нормативными правовыми актами, отсутствие достоверных сведений о фактическом размещении нестационарных торговых объектов и т.п.).
В результате существенное снижение числа НТО ведет к снижению конкуренции ввиду сокращения форматов торговли, к росту потребительских цен на наиболее распространенные и востребованные товары.
В современных условиях развитие торговой инфраструктуры является важнейшим инструментом, находящимся в распоряжении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Развитая инфраструктура позволяет через механизм конкуренции сдерживать рост потребительских цен, стимулировать спрос и, как следствие, положительно влиять на уровень благосостояния населения. Однако эти меры работают только при условии развития всех форматов торговли, а не только крупных и сетевых форматов, которые в силу логистических причин могут сотрудничать преимущественно с производителями продуктов питания либо реализовывать импортный товар.
Нестабильная ситуация в сфере нестационарной торговли отражается и на статистике жалоб и обращений граждан и предпринимателей, как в Государственную Думу ФС РФ, так и в ответственные ведомства. Так, по данным Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова в 2013 гощу как минимум в 20 регионах в качестве основных констатируются такие нарушения прав предпринимателей, как непредоставление права на продление договоров для размещения НТО, произвольный пересмотр органами местного самоуправления схем размещения НТО, произвольное невключение в схему размещения НТО и исключение из нее действующих объектов, ужесточение требований к временным сооружениям, влекущее кратное снижение уличной торговли и другие подобные административные действия. В 2014 году количество обращений от малого бизнеса в адрес Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей выросло на 18 процентов и составило 85 процентов от общего числа. Наиболее частыми являются жалобы относительно таких сфер как нестационарная торговля (25 процентов обращений), аренда земли и помещений (15 процентов обращений).
По обобщенным данным, поступившим от субъектов Российской Федерации, с 2011 по 2014 годы количество обращений граждан, недовольных закрытием торговых объектов или жалующихся на дефицит магазинов, увеличилось в 4,8 раза. Количество предпринимателей, жалующихся по фактам необоснованного административного прекращения деятельности их НТО либо о трудностях в получении мест для торговли, за тот же период увеличилось в 3,4 раза.
Для поддержания стабильности хозяйственного оборота в сфере нестационарной торговли, повышения степени защиты прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства, осуществляющих нестационарную торговлю, упрощения порядка предоставления им муниципального имущества, будь то земельные участки или помещения, для размещения нестационарных торговых объектов в случае соблюдения субъектами малого предпринимательства всех условий договоров по данным участкам или помещениям, предлагается принять представленный законопроект.
Предлагается дополнить Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" новой статьей 24.1, закрепляющей особенности поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих нестационарную торговлю, порядок реализации которых конкретизируется в нормах иных законов, изменения в которые вносятся данным законопроектом.
Так, речь идет о том, что если субъект малого предпринимательства - арендатор или пользователь муниципального имущества не допускал нарушений ранее заключенного договора для размещения нестационарных торговых объектов, он имеет право на заключение нового аналогичного договора без проведения торгов при соблюдении следующих условий:
1) договор заключается на срок не менее семи лет, если более длительный срок не предусмотрен соглашением сторон;
2) субъект малого предпринимательства имеет право на продление такого договора на новый срок без торгов в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации;
3) увеличение тарифов (цен) по такому договору может производиться не чаще одного раза в год в порядке и пределах, устанавливаемых законодательством субъектов Российской Федерации;
4) при заключении договора на новый срок не допускается установление каких-либо дополнительных условий, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;
5) при исключении места из схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, или при внесении изменений в указанную схему субъекту малого предпринимательства, осуществляющему торговую деятельность в нестационарном торговом объекте, затронутому данными изменениями, органом местного самоуправления должно быть предоставлено аналогичное компенсационное место в соответствии с Законом "О торговле".
В связи с введением последнего пункта предусматриваются поправки в Закон "О торговле", в соответствии с которыми закрепляется обязанность органам местного самоуправления предоставить такое компенсационное аналогичное место без проведения торгов, а порядок предоставления указанных компенсационных мест должен быть предварительно установлен законодательством субъекта Российской Федерации.
Земельный кодекс Российской Федерации предлагается дополнить новеллами, предусматривающими право арендатора (землепользователя) - субъекта малого предпринимательства на заключение договора аренды (пользования) находящегося в муниципальной собственности земельного участка для размещения нестационарных торговых объектов на новый срок без проведения торгов. При этом обязательным условием служит отсутствие со стороны арендатора нарушений, за которые действующим законодательством предусмотрена ответственность в виде расторжения договора аренды по желанию арендодателя.
Статью 17.1 Федерального закона от 26 июня 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предлагается дополнить новой частью 1.1, преследующей аналогичные цели. Предлагаемые поправки предусматривают, что заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляется для субъектов малого предпринимательства без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров в целях размещения нестационарных торговых объектов при заключении нового договора использования муниципального имущества, если отсутствуют нарушения исполнения ранее заключенного договора, регулирующего использование такого имущества данным субъектом, за которые действующим законодательством предусмотрена ответственность в виде расторжения договора по желанию арендодателя. При заключении новых договоров не допускается установление каких-либо дополнительных условий, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. В аналогичном порядке осуществляется также заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления муниципальным унитарным предприятиям, а также муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями и органами местного самоуправления.
Таким образом, предполагается, что принятие данного законопроекта позволит стабилизировать положение субъектов малого предпринимательства, осуществляющих нестационарную розничную торговлю, защитить их права и законные интересы н развить хозяйственный оборот.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих нестационарную торговлю)"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих нестационарную торговлю)" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих нестационарную торговлю)"
Принятие проекта федерального закона "О внесшим изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих нестационарную торговлю)" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.