Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 983091-6 "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Данным законопроектом предлагается ограничить исключительное право авторов фонограмм и аудиовизуальных произведений, отменив компенсационные выплаты за свободное воспроизведение гражданами в личных целях фонограмм и аудиовизуальных произведений.
Пунктом 1 статьи 1273 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлен принцип безвозмездного использования гражданином в личных целях обнародованного авторского произведения (фонограмм и аудиовизуальных произведений).
Вместе с тем, статья 1245 ГК РФ предусматривает выплату вознаграждения авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.
Для приведения в соответствие этих двух правовых норм, первая говорит о свободном использовании "без выплаты вознаграждения", а вторая норма - о наличии "права на вознаграждение" за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, по инициативе Правительства РФ в 2010 г. были внесены изменения в статью 1273. В обоснование данной позиции Правительство РФ сослалось на требования Бернской Конвенции.
Согласно этим изменениям принцип безвозмездности распространяется только на случаи свободного воспроизведения гражданином фонограмм и аудиовизуальных произведений при "необходимости и исключительно в личных целях". В случае, же когда воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений осуществляется без необходимости, но исключительно в личных целях, авторы, исполнители, изготовители фонограмм и аудиовизуальных произведений имеют право на вознаграждение, предусмотренное статьей 1245 настоящего Кодекса.
Выделенные курсивом слова включены в ст. 1273 Законом N 259-ФЗ, согласно пояснениям авторов законодательной инициативы, для ее соответствия ст. 13 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. К тому же смысл словосочетания "при необходимости" весьма расплывчат и допускает различные толкования, что неизбежно вызовет противоречивую, правоприменительную практику. Вполне очевидно, что неопределенность правовой нормы не позволяет обеспечить ее единообразное понимание и порождает противоречивую правоприменительную практику, что достаточно для ее признания не соответствующей Конституции РФ, о чем неоднократно указывалось в постановлениях Конституционного Суда РФ.
Данные поправки были направлены не на разрешение проблемы в вопросе регулирования получения вознаграждения авторами за свободное использование произведений (аудиовизуальных и фонограмм) гражданами в личных целях, а в угоду международным организациям.
В целях реализации п. 4 статьи 1244 и статьи 1245 ГК РФ, Правительством РФ было принято Постановление N 829 от 14.10.2010 которым утвержден перечень оборудования и материальных носителей и определен порядок сбора соответствующих средств.
Перечень оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, настолько широк, что туда не попала только бумага, на которой можно распечатать визуальное произведение.
По логике действующего законодательства, любой гражданин, купивший правомерно обнародованное произведение (лицензионный диск) и, стало быть, заплативший и автору и исполнителю и изготовителю авторское вознаграждение, будет продолжать платить этим лицам дополнительное вознаграждение, каждый раз покупая оборудование и материальные носители! Ведь сбор в 1% будет включен производителями или импортерами компьютеров, телефонов, компакт-дисков, дисковых накопителей и прочей техники в стоимость этих товаров.
По этой же логике, любой гражданин, не приобретавший правомерно обнародованного произведения, и не использующий его в личных целях так же обязан платить авторам, исполнителям и изготовителям этого произведения за теоретическую возможность это сделать. Фактически введен налог на всех потребителей оборудования и материальных носителей, вне зависимости от того воспроизводит он то или иное авторское произведение в личных целях.
Кроме того, процедура сбора и распределения данного вида вознаграждения громоздка и неоднозначна. Распределение полученного вознаграждения в пропорции 40% - авторам, 30% - исполнителям, 30% - изготовителям аудиовизуальных произведении практически невыполнимо из-за огромного количества таких произведений и не поддающегося учету количества просмотров каждого конкретного произведения.
На практике, вместо заявленной борьбы с "пиратством" применение этих норм привело к борьбе между конкурирующими аккредитованными организациями за распоряжение 150-200 миллионов долларов сборов ежегодно.
Учитывая то, что п. 2 ст. 1273 противоречит п. 1 этой же статьи, а статья 1245 противоречит здравому смыслу и строится на "презумпции виновности" всех граждан, предлагается отменить ст. 1245 и п. 2 ст. 1273 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Принятие данного законопроекта исключит неправомерное взимание с граждан России денежных средств в пользу недобросовестных владельцев авторских и смежных прав.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.