Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 986415-6 "О признании утратившей силу часть 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Приватизация жилищного фонда в России длится без малого четверть века. Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" был принят в 1991 году и действовал без ограничений до вступления в силу нового Жилищного кодекса РФ. Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" был установлен срок действия закона о приватизации, по истечении которого последний утрачивает силу, в связи с чем приватизация прекращает свое действие.
Изначально приватизацию планировали завершить в 2007 году, однако действие закона неоднократно продлевали - сначала до 2010 года, потом до 2013 года, затем до 2015 года. В марте 2015 года приватизация должна была быть завершена окончательно, однако, срок бесплатной приватизации жилья был продлен до 1 марта 2016 года. В настоящее время речь идет о продлении приватизации еще на год - до марта 2017 года.
Возникает закономерный вопрос: почему упразднение института приватизации все время откладывается? Несмотря на то, что в собственность за эти годы было оформлено более 80% жилого фонда, в России остались граждане, которые не успели оформить квартиру в собственность. Это и те, кто до сих пор по различным причинам не договорился с членами своей семьи, и те люди, кто ждет жилье от государства (в том числе и военные), положенное им по социальным программам.
Получается, что при окончании приватизации граждане, которые не по своей вине не смогли приватизировать помещение, будут ущемлены в своих правах.
Вряд ли за год, на который в очередной раз продлена приватизация, можно успеть решить все жилищные проблемы, при этом люди, которые имеют право на получение социальных квартир, оказываются в подвешенном состоянии.
Общее прекращение приватизации при сохранении права на приватизацию для отдельных категорий граждан, в том числе для детей-сирот, не даст положительного социального эффекта, поскольку на сегодня в России практически приватизировано все жилье, находящееся в пригодном для жизни состоянии. Очередники в большинстве своем давно уже приобретают квартиры по льготным программам и по цене ниже рыночной, то есть покупают недвижимость, а не получают ее по социальному найму. На получение жилья по социальному найму (а значит, потом и на приватизацию) из очередников имеют право единицы, поэтому массовой приватизации жилья нам уже давно не грозит.
Принятие рассматриваемого закона позволит обеспечить возможность осуществления выбора владения жилым помещением, а также снизит социальную напряженность, которая возникает в обществе каждый раз в преддверии окончания очередного срока приватизации и является основной причиной очередного продления приватизации жилищного фонда в России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.