Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 217688-6 "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации"
(в части установления ответственности за изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних),
внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 217688-6 "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на усиление уголовной ответственности за изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическим изображением несовершеннолетних.
Предлагаемые законопроектом изменения обусловлены возрастанием спроса на детскую порнографию и, как следствие, расширением ее производства.
В связи с чем предлагается изложить в новой редакции статью 242.1 "Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), установив в части первой проектной статьи уголовную ответственность за изготовление, приобретение, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), хранение, в том числе на носителях компьютерной информации, и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации без цели распространения, публичной демонстрации или рекламирования материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. Законопроект также предусматривает в примечании определение такого понятия, как материалы или предметы с порнографическими изображениями несовершеннолетних, под которыми понимаются материалы и предметы, содержащие любое изображение какими бы то ни было средствами несовершеннолетнего, совершающего реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов несовершеннолетнего главным образом в сексуальных целях.
В настоящее время уголовное законодательство не содержит какого-либо определения "материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних" или "порнографические материалы или предметы".
Комитет обращает внимание, что предлагаемое законопроектом в примечании определение материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних содержит ряд формулировок, которые носят оценочный характер, а именно: "откровенно сексуальные действия", "главным образом в сексуальных целях", "какими бы то ни было средствами", и не отвечают требованиям определенности, ясности, недвусмысленности, что может повлечь их расширительное толкование и, как следствие, широкое усмотрение правоприменителя при квалификации содеянного.
Вместе с тем необходимо отметить, что Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" предусмотрено определение информации порнографического характера. Так, информация порнографического характера - это информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного.
В связи с этим при разработке и формулировании новых норм, предполагающих внесение изменений в УК РФ, представляется необходимым учитывать положения иных нормативно-правовых актов, обладающих определенной спецификой и оперирующих конкретным понятийным аппаратом, и направленных на решение проблем в той или иной сфере, как, например, в случае с вышеуказанным законом о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Полагаем излишним и нерациональным закреплять в Уголовном кодексе Российской Федерации столь оценочное и весьма широкое понятие порнографических материалов и предметов с изображениями несовершеннолетних, которое представляется более объемным, чем понятие, данное в федеральном законе о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, поскольку уголовный закон, прежде всего, устанавливает меру и предел ответственности лица за совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.
На наш взгляд, предлагаемый понятийный аппарат следует конструировать с учетом соблюдения принципа единства системы российского законодательства, поэтому он должен содержаться в иных законодательных актах, направленных, в том числе, и на противодействие незаконным изготовлению и обороту порнографических материалов и предметов. Таким образом полагаем, что нормы уголовного закона должны толковаться и применяться взаимосвязано с нормами иного отраслевого законодательства.
Кроме того, на рассмотрении в Комитете находится аналогичный проект федерального закона N 113185-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции" (в части легального определения правовых понятий и расширения перечня уголовно-наказуемых деяний в сфере сексуальной эксплуатации детей), внесенный депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, С.А. Гавриловым и другими, членом Совета Федерации Е.Б. Мизулиной, а также Д.В. Саблиным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, который также предлагает закрепить в Уголовном кодексе Российской Федерации понятие материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.
Комитет считает возможным поддержать концепции вышеуказанных законопроектов, при этом проект федерального закона N 113185-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции" предлагает комплексный подход к решению проблемы незаконного оборота порнопродукции.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 217688-6 "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.