Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 989330-6 "О внесении изменений в статьи 22 и 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно пункту 11 статьи 29 действующей редакции Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего не позднее чем в месячный срок со дня прекращения полномочий выбывшего члена комиссии. В случае невыполнения данного требования нового члена комиссии назначает вышестоящая комиссия.
При этом пункт 8 статьи 22 Федерального закона предусматривает, что срок внесения предложений политическими партиями и иными общественными объединениями по составу комиссии должен быть установлен специальным законом и не может составлять менее 30 дней.
Данная коллизия препятствует реализации пункта 11 статьи 29 Федерального закона, поскольку срок, в течение которого должен быть назначен новый член комиссии вместо выбывшего (один месяц), фактически равен установленному пунктом 8 статьи 22 Федерального закона минимальному сроку внесения предложений по составу комиссии (не менее 30 дней).
Таким образом, у органа, назначившего члена комиссии, не остается времени для выполнения предусмотренной Федеральным законом обязанности по назначению нового члена комиссии вместо выбывшего.
Этот факт вынуждает указанный орган нарушать предусмотренный пунктом 8 статьи 22 Федерального закона срок приема предложений, сокращая его, либо назначать нового члена комиссии вместо выбывшего с опозданием, что, в свою очередь, является нарушением установленных пунктом 11 статьи 29 Федерального закона требований, влекущим назначение нового члена комиссии вышестоящей комиссией.
В целях разрешения создавшееся коллизии законопроект предусматривает увеличение указанного в пункте 11 статьи 29 Федерального закона срока назначения нового члена комиссии вместо выбывшего с одного до двух месяцев.
Таким образом, в случае принятия законопроекта срок назначения нового члена комиссии вместо выбывшего логически обоснованно будет превышать срок приема предложений. Это необходимо для того, чтобы после окончания установленного специальным законом (в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона) срока приема предложений, у органа, назначающего нового члена комиссии вместо выбывшего, осталось время для выполнения предусмотренной Федеральным законом обязанности по назначению члена комиссии из числа предложенных кандидатур. Данное положение позволит указанному органу не выходя за пределы установленных законом сроков изучить представленные документы, проверить соответствие кандидатур требованиям, предъявляемым к членам комиссий, а в случае назначения члена комиссии коллегиальным органом, - соблюсти порядок назначения правомочным составом с учетом предварительных процедур.
Следует отметить, что в законопроекте речь идет исключительно о периоде, не связанном с проведением избирательной кампании, именуемом Федеральным законом как "иной период".
Законопроект не распространяется на правоотношения, возникающие в период избирательной кампании и урегулированные нормами специальных законов, таких как Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и др.
Законопроект не затрагивает установленный Федеральным законом срок назначения членов участковых комиссий.
Законопроект содержит нововведение, касающееся правоотношений, возникающих при нарушении уполномоченными на то Федеральным законом органами государственной власти, органами местного самоуправления, комиссиями требований о назначении состава или части состава комиссии. Федеральный закон в данном случае возлагает обязанность по назначению состава или части состава комиссии на вышестоящую комиссию, не оговаривая при этом срок назначения. Подобная неопределенность недопустима в избирательном законодательстве.
Законопроектом предлагается восполнить правовой пробел, установив, что в случае, если уполномоченные на то Федеральным законом органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует указанный орган государственной власти, орган местного самоуправления, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава комиссии назначается вышестоящей комиссией в десятидневный срок со дня окончания установленного законом срока формирования состава или части состава комиссии.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 22 и 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 22 и 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 22 и 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 22 и 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.