Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 47538-6/11 "О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации"
("О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"),
внесенный Президентом РФ
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона статья 778.3, пункт 8 статьи 1240.1 и пункты 2-4 статьи 1373 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) направлены на регулирование одних и тех же отношений, связанных с обязанностью практического применения результатов работ, полученных по государственному контракту, но при этом содержат противоречивые положения в части определения содержания данной обязанности, срока ее реализации и последствий неисполнения (обязанность использовать в течение установленного срока или обязанность начать использование в течение установленного срока, в статье 1373 также выделяется обязанность подать заявку на выдачу патента в течение установленного срока; срок реализации данной обязанности и последствия ее неисполнения согласно статье 778.3 и пункту 8 статьи 1240.1 устанавливаются Правительством Российской Федерации, однако в статье 1373 они прямо определены).
Содержание пункта 2 предлагаемой статьи 778.2 Кодекса выходит за рамки определенного в наименовании данной статьи предмета ее регулирования.
В предлагаемых статьях 778.3, 778.4, 778.5 Кодекса говорится о принадлежности, приобретении, передаче и предоставлении результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Поскольку результатами таких работ выступают не только вещи, но и результаты интеллектуальной деятельности, являющиеся нематериальными объектами, полагаем необходимым в указанных положениях проекта говорить о принадлежности, приобретении, передаче и предоставлении результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ или исключительных прав на них.
Согласно пункту 2 предлагаемой статьи 778.4 Кодекса "случаи, порядок и условия передачи результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также предоставления их для временного использования третьим лицам Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации (в том числе случаи безвозмездной передачи и предоставления для безвозмездного использования) определяются Правительством Российской Федерации". Поскольку результатами научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ выступают в том числе вещи, данное положение необходимо согласовать с положениями Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которым государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе, при этом порядок такого отчуждения регулируется данным Федеральным законом (см. пункт 2 статьи 2, статью 3 данного Федерального закона).
Согласно пункту 1 предлагаемой статьи 778.5 Кодекса в случае, если результат научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, созданный при выполнении государственного контракта, принадлежит исполнителю, Российская Федерация или субъект Российской Федерации в лице государственного заказчика вправе безвозмездно использовать этот результат для государственных нужд. Данное положение следует согласовать с положением пункта 6 предлагаемой статьи 1240.1 Кодекса, в соответствии с которым в указанном случае правообладатель по требованию государственного заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование результата интеллектуальной деятельности для государственных или муниципальных нужд. Как видно из содержания указанного пункта 6, право безвозмездного использования результата интеллектуальной деятельности, созданного при выполнении государственного контракта, возникает не автоматически на основании прямого указания закона, а в связи с предоставлением упомянутой лицензии, при этом такое право может быть получено не только самим государственным заказчиком, но и любым иным лицом, указанным государственным заказчиком. Вместе с тем в указанном пункте 6 предлагаемой статьи 1240.1 следует уточнить, может ли указанная лицензия быть предоставлена неоднократно, в том числе разным лицам, имеет ли право лицо, которому предоставлена лицензия, переуступить свои права по ней или заключить сублицензионный договор с другим лицом для использования результата интеллектуальной деятельности для государственных или муниципальных нужд. Последнее замечание относится и к положению абзаца третьего пункта 4 предлагаемой редакции статьи 1373 Кодекса, при этом в данном положении представляется логичным говорить об обязанности предоставления лицензии не только автором изобретения, промышленного образца или полезной модели, созданных при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, но и исполнителем такого контракта, получившим исключительное право на указанные результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с пунктом 3 статьи 1373.
Согласно пункту 2 предлагаемой статьи 1240.1 Кодекса "право на получение патента и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный при выполнении государственного контракта за счет средств федерального бюджета, принадлежат Российской Федерации, если этот результат необходим для создания объектов, изъятых из оборота или ограниченных в обороте". В связи с этим неясно, кто должен определять факт такой необходимости и на какой стадии отношений сторон контракта (до заключения контракта или уже после создания такого результата интеллектуальной деятельности). Также неясно, каким образом должны быть урегулированы отношения сторон контракта, если такой результат интеллектуальной деятельности был создан при выполнении государственного контракта, который прямо не предусматривал их создание и в котором стороны контракта закрепили иные условия распределения прав на результаты работ по контракту. Аналогичные замечания относятся к положению подпункта 1 пункта 3 данной статьи.
В абзацах первом и третьем пункта 5 предлагаемой редакции статьи 1370 Кодекса следует, на наш взгляд, уточнить, что обязанность работодателя уведомить работника о принятом решении о досрочном прекращении действия патента должна быть исполнена работодателем до подачи им заявления в уполномоченный орган о досрочном прекращении действия патента (см. абзац второй данного пункта и Приказ Минэкономразвития России от 27.08.2015 N 603, принятый в соответствии со статьей 1399 Кодекса и устанавливающий срок предоставления уполномоченным органом государственной услуги по досрочному прекращению действия патента). Кроме того, обращаем внимание, что указанные положения пункта 5 статьи 1370 не регулируют случаи досрочного прекращения действия патента в связи с неуплатой в установленный срок патентной пошлины за поддержание патента в силе, в то время как предлагаемая редакция пункта 1 статьи 1400 Кодекса, содержащая ссылку на пункт 5 статьи 1370, говорит именно о таких случаях досрочного прекращения действия патента. Аналогичные замечания относятся к положениям пункта 5 предлагаемой редакции статьи 1373 Кодекса.
В предлагаемой редакции пункта 1 статьи 1400 Кодекса, в свою очередь, следует учесть указанные положения пункта 5 статьи 1370 и пункта 5 статьи 1373 и указать в ней также случаи, когда досрочное прекращение действия патента происходит в связи с принятием патентообладателем решения о досрочном прекращении действия патента и подачей им заявления в уполномоченный орган о досрочном прекращении действия патента.
В положениях пунктов 3 и 4 предлагаемой редакции статьи 1373 Кодекса представляется возможным говорить не только о такой форме распоряжения исключительным правом, как передача (т.е. отчуждение) исключительного права другому лицу, но и о предоставлении другому лицу права использования результата интеллектуальной деятельности (предоставление лицензии).
Пункт 9 статьи 2 проекта требует исключения, поскольку он буквально повторяет действующую редакцию статьи 1432 Кодекса.
В связи с исключением из пункта 5 статьи 1515 Кодекса понятия "предупредительная маркировка" (подпункт "в" пункта 11 статьи 2 проекта), соответствующее изменение следует внести и в часть вторую статьи 180 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающую уголовную ответственность за незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара.
Поскольку в проекте предлагается признать утратившей силу главу 77 Кодекса, представляется необходимым предусмотреть в иных соответствующих положениях Кодекса определение понятия "технология".
Также полагаем, что нуждается в дополнительном обсуждении регулирование в предлагаемом параграфе 2 главы 38 Кодекса прав на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ только применительно к государственным, но не муниципальным контрактам на выполнение указанных работ, учитывая, что в предлагаемых изменениях части четвертой Кодекса аналогичные вопросы регулируются как в отношении государственных, так и муниципальных контрактов, при выполнении которых создаются результаты интеллектуальной деятельности.
Замечания по юридико-техническому оформлению и замечания лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.