Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закона N 113185-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции"
(в части легального определения правовых понятий и расширения перечня уголовно наказуемых деяний в сфере сексуальной эксплуатации детей),
внесенному депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, С.А. Гавриловым и другими, членом Совета Федерации Е.Б. Мизулиной, а также Д.В. Саблиным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 113185-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции" (далее - законопроект) направлен на дополнение Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) такими легальными понятиями, как "порнографические материалы и предметы" и "материалы или предметы с порнографическими изображениями несовершеннолетних", а также криминализацию изготовления, приобретения, хранения материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних в личных целях, т.е. без цели их распространения, рекламирования и публичной демонстрации.
В связи с этим законопроектом предлагается дополнить примечание к статье 242 "Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов" УК РФ пунктом вторым, в котором раскрывается понятие "порнографические материалы и предметы".
Применительно к несовершеннолетним в проектном пункте первом примечания к статье 242.1 "Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних" УК РФ закрепляется понятие "материалы или предметы с порнографическими изображениями несовершеннолетних".
Так, под порнографическими материалами и предметами предлагается понимать не имеющие исторической, художественной или культурной ценности, научного и медицинского назначения, не используемые в образовательном процессе материалы и предметы, содержащие натуралистическое описание, фото-, видео- или иное изображение, в том числе созданное средствами компьютерной графики, анимационными или другими изобразительными средствами, половых органов человека либо реально совершаемого человеком или имитируемого им полового сношения или иного сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, включая действие, совершаемое в отношении животного или умершего человека.
Комитет считает необходимым отметить, что предлагаемые законопроектом формулировки носят оценочный характер и могут привести к неоднозначному толкованию и, как следствие, широкому усмотрению правоприменителя при квалификации содеянного.
Между тем, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного его применения, что противоречит конституционным принципам равенства и справедливости, из которых вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности и недвусмысленности правовых норм.
Также обращает на себя внимание проектное положение второе примечания к статье 242.1 УК РФ, согласно которому не являются порнографическими материалы и предметы, содержащие натуралистические фото-, кино-, видео- или иное изображение несовершеннолетних, изготовленные родителем или близким родственником несовершеннолетнего без цели распространения и имеющие семейную ценность.
Комитет полагает, что такая формулировка, как "семейная ценность", также является оценочной, способной привести к широкому толкованию при ее применении.
Кроме того, в этом контексте нельзя полностью исключать случаи злоупотребления понятием "семейная ценность" со стороны самих родителей и близких родственников при изготовлении материалов (предметов) с изображением несовершеннолетних.
Одновременно Комитет обращает внимание, что Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" предусмотрено определение понятия "информация порнографического характера". Так, информация порнографического характера - это информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного.
В связи с этим при разработке и формулировании новых норм, предполагающих внесение изменений в УК РФ, представляется необходимым учитывать положения иных нормативно-правовых актов, обладающих определенной спецификой и оперирующих конкретным понятийным аппаратом, и направленных на решение проблем в той или иной сфере, как, например, в случае с вышеуказанным законом о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Полагаем излишним и нерациональным закреплять в Уголовном кодексе Российской Федерации столь обширное и весьма оценочное понятие порнографических материалов и предметов (в том числе с изображениями несовершеннолетних), которое детализирует в значительной степени определение, данное в федеральном законе о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, поскольку уголовный закон, прежде всего, устанавливает меру и предел ответственности лица за совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.
На наш взгляд, предлагаемый понятийный аппарат следует конструировать с учетом соблюдения принципа единства системы российского законодательства, и поэтому он должен содержаться в иных законодательных актах, направленных, в том числе, и на противодействие незаконным изготовлению и обороту порнографических материалов и предметов. Таким образом, полагаем, что нормы уголовного закона должны толковаться и применяться взаимосвязано с нормами иного отраслевого законодательства.
Необходимо отметить, что на рассмотрении в Комитете находится аналогичный проект федерального закона N 217688-6 "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.
Указанным законопроектом предлагается усилить уголовную ответственность за изготовление, приобретение, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), хранение, в том числе на носителях компьютерной информации, и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации без цели распространения, публичной демонстрации или рекламирования материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.
Законопроект также предусматривает в примечании к статье 242.1 УК РФ определение понятия "материалы или предметы с порнографическими изображениями несовершеннолетних".
Комитет считает возможным поддержать концепции вышеуказанных законопроектов, при этом проект федерального закона N 113185-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции" предлагает комплексный подход к решению проблемы незаконного оборота порнопродукции.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 113185-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции", внесенный депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, С.А. Гавриловым и другими, членом Совета Федерации Е.Б. Мизулиной, а также Д.В. Саблиным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.