Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 893713-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования заготовки гражданами валежника для собственных нужд),
внесенный Самарской Губернской Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 893713-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования заготовки гражданами валежника для собственных нужд), внесенный Самарской Губернской Думой, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить статью 30 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс) положениями, в соответствии с которыми гражданам предоставляется право бесплатно осуществлять заготовку валежника для собственных нужд на основании разрешений на заготовку древесины. В указанных целях предлагается также ввести в Кодекс термин "валежник", под которым понимается "естественно отпавшая, мертвая древесина в виде лежащих стволов деревьев, их частей, образовавшихся при ветровале, буреломе, снеголоме, снеговале, поврежденных грибковыми заболеваниями и насекомыми".
Комитет считает, что проектируемые изменения не могут быть поддержаны по следующим основаниям.
В законопроекте используется терминология, не имеющая правового определения в действующем федеральном законодательстве, а именно "заготовка древесины с корня", "отпавшая древесина", "мертвая древесина", "бурелом", "снеголом", "снеговал", "грибковые заболевания", в связи с чем использование указанных терминов для определения нового понятия "валежник" противоречит требованиям законодательной техники о ясности и определенности правовой нормы.
Далее, необходимо обратить внимание, что согласно статье 50.1 Лесного кодекса Российской Федерации древесина, полученная при использовании лесов, подлежит учету до ее вывоза из леса, при этом учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
В законопроекте не урегулирован вопрос о том, кем будет осуществляться учет древесины, полученной при заготовке гражданами валежника для собственных нужд на основании разрешений на заготовку древесины.
Далее, следует иметь в виду, что в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют как собственные полномочия в области лесных отношений (в соответствии со статьей 82 Кодекса), так и переданные им отдельные полномочия Российской Федерации, средства на осуществление которых предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации). Как указано в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, его введение в действие не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета. Однако согласно проектируемым изменениям, порядок получения разрешений на заготовку древесины в целях заготовки валежника будет устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом выдача указанных разрешений будет отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемым им для осуществления Российской Федерацией (пункты 2 и 6 законопроекта). В этой связи, по мнению Комитета, принятие законопроекта может потребовать выделения дополнительных средств федерального бюджета, что нуждается в дополнительном анализе и обосновании.
На законопроект поступило заключение Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (поддерживает концепцию законопроекта). Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации с учетом позиции Минприроды России и Экспертного управления Президента Российской Федерации не может рекомендовать законопроект к принятию в первом чтении.
С учетом изложенного, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии не поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 893713-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования заготовки гражданами валежника для собственных нужд), внесенного Самарской Губернской Думой, и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.