Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 4 декабря 2015 г. N 3-ВС-7899/15
на проект федерального закона N 992972-6 "О внесении изменений в статью 318 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в примечание к статье 318 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), устанавливающей ответственность за применение насилия в отношении представителя власти. В примечании к данной статье дается понятие представителя власти как должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также иного должностного лица, наделенного в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. К представителям власти в данном контексте законопроектом предлагается отнести и сотрудников бригад скорой помощи.
Целью данного законопроекта, как это следует из пояснительной записки, является защита жизни и здоровья медицинского персонала бригад скорой помощи при исполнении ими служебных обязанностей с учетом участившихся случаев нападения на них. При этом отмечается, что поскольку статус сотрудников скорой медицинской помощи для целей уголовного преследования лиц, совершивших такое преступление, не приравнен к статусу сотрудников правоохранительных органов (представителей власти), это не позволяет назначить виновным справедливое наказание.
По существу представленного законопроекта необходимо обратить внимание на следующее.
Понятие представителя власти, содержащееся в примечании к статье 318 УК РФ, включает признаки, отличающие должностных лиц, в частности, правоохранительных органов от иных участников уголовно-правовых отношений, исходя из особенностей возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Правовой статус медицинских работников и соответственно сотрудников бригад скорой медицинской помощи, закреплен в пункте 13 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Под медицинским работником понимается "любое физическое лицо, имеющее медицинское или иное образование, работающее в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности". Основные функции выездных бригад скорой медицинской помощи определены Приказом Минздрава России от 20 июня 2013 г. N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" и не предусматривают наделение их полномочиями представителя власти.
Полагаем необходимым также обратить внимание на то, что пунктом "а" части второй статьи 111, пунктом "б" части 2 статьи 112, пунктом "б" части 2 статьи 117 УК РФ предусмотрена повышенная ответственность за умышленное причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, а также истязание, совершенные в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга.
По пункту "б" части 2 статьи 105 УК РФ квалифицируется убийство лица или его близких, совершенное с целью воспрепятствования правомерному осуществлению данным лицом своей служебной деятельности или выполнению общественного долга либо по мотивам мести за такую деятельность.
При этом под осуществлением служебной деятельности понимаются действия лица, входящие в круг его обязанностей, вытекающих из трудового договора (контракта) с государственными, муниципальными, частными и иными зарегистрированными в установленном порядке предприятиями и организациями независимо от формы собственности, с предпринимателями, деятельность которых не противоречит действующему законодательству (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. N 1).
Кроме того, согласно пункту "ж" части 1 статьи 63 УК РФ совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга является обстоятельством, отягчающим наказание.
Таким образом, насильственные действия в отношении сотрудников бригад скорой медицинской помощи в связи с осуществлением ими своих служебных обязанностей охватываются действующими нормами уголовного закона и подлежат квалификации с учетом указанных отягчающих обстоятельств.
Следует также отметить, что для внесения в уголовный закон изменений, касающихся усиления наказания за те или иные деяния, требуется приведение достаточных аргументов, в том числе данных, свидетельствующих о неэффективности действующих санкций для достижения превентивных целей назначаемого наказания. Однако пояснительная записка указанных сведений не содержит.
Кроме того, признание сотрудников бригад скорой медицинской помощи представителями власти, как это предлагается законопроектом, приведет к тому, что эти лица в случае совершения ими уголовно наказуемых деяний, предусмотренных главой 30 УК РФ, будут подлежать ответственности как субъекты должностных преступлений. Это следует из содержания примечания к статье 318 УК РФ, определяющего понятие представителя власти для целей не только данной нормы, но и других статей УК РФ.
С учетом изложенного представленный проект федерального закона Верховным Судом Российской Федерации не поддерживается.
|
В.А. Давыдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.