Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
на проект федерального закона N 819515-6 "О внесении изменения в статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части возможности передачи полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органам местного самоуправления муниципальных районов),
внесенный депутатом Государственной Думы И.И. Никитчуком, а также В.М. Мархаевым в период исполнения полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 819515-6 "О внесении изменения в статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы И.И. Никитчуком, а также В.М. Мархаевым в период исполнения полномочий депутата Государственной Думы (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Согласно пояснительной записке внесение законопроекта обусловлено тем, что не все органы местного самоуправления поселений располагают материальными, финансовыми и кадастровыми ресурсами, необходимыми для исполнения полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем предлагается установить возможность передачи указанных полномочий органами местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района, в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", путем заключения соответствующего соглашения.
Комитет считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Исходя из положений статей 14 - 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не относится к числу вопросов местного значения муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом N 131-ФЗ о местном самоуправлении к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Следовательно, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относится к числу отдельных государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления, что подтверждается, в частности, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 января 2008 года N 219-О-О.
Частью 4 статьи 15 Закона N 131-ФЗ предусматривается, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, передача части полномочий органов местного самоуправления поселений органам местного самоуправления муниципальным районов возможна исключительно в отношении полномочий по решению вопросов местного значения.
Комитет также считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона N 137-ФЗ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные указанным федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Закона N 131-ФЗ, согласно которой законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В этой связи в случае, если органы местного самоуправления не обладают необходимыми ресурсами для реализации полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, такие полномочия могут быть перераспределены на уровень субъектов Российской Федерации.
На основании вышеизложенного Комитет не поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.