Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 994938-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции)
Досье на проект федерального закона
В настоящее время сложилась ситуация, когда высокие ставки акцизов в Российской Федерации, отсутствие единой акцизной политики в странах - участницах ЕАЭС, неблагоприятные экономические условия, приводят к росту нелегального оборота и розничных продаж алкогольной продукции, потерям бюджета, а также к серьезным правонарушениям на алкогольном рынке.
Основными причинами роста числа правонарушений является, прежде всего, высокая доходность незаконной деятельности, и относительно низкий размер штрафов.
Так, например, в соответствии с действующим законодательством физическое лицо, реализующее алкогольную продукцию, может быть привлечено к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии по статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением штрафа от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей. Организация за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии согласно части третьей статьи 14.17 КоАП может быть подвергнута штрафу в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Размер взимаемых штрафов несоизмерим с доходами, получаемыми от незаконной деятельности (деятельности без лицензии), и, соответственно, не может рассматриваться как превентивная мера, направленная на предотвращение указанных деяний, а также на их сокращение.
На это указывает статистика. По данным Росстата количество правонарушений, связанных с незаконной деятельностью, последние годы увеличивается. В частности, за 9 месяцев 2013 года на алкогольном рынке было выявлено 10 980 правонарушений, связанных с отсутствием лицензии, за 9 месяцев 2014 года - 11 590, за 9 месяцев 2015 года - 13 605. Объем изъятой из незаконного оборота алкогольной продукции также увеличивается: так за 9 месяцев 2013 года было изъято 1 222 тыс. дал алкогольной продукции, за 9 месяцев 2014 года - 1 574 тыс. дал, за 9 месяцев 2015 года - 1 786 тыс. дал.
Сложившаяся ситуация, кроме потерь доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, приводит к снижению конкурентоспособности алкогольной продукции, произведенной добросовестными участниками алкогольного рынка, а также к серьезным правонарушениям на алкогольном рынке Российской Федерации и резкому снижению уровня его легальности.
Учитывая нарастающие масштабы проблемы нелегального оборота алкогольной продукции, предлагается усилить административную ответственность за деятельность без лицензии.
Кроме того, предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новой статьей 14.17.1, устанавливающей административную ответственность за незаконную продажу алкогольной продукции физическими лицами.
Законопроектом не предусматривается введение каких-либо административных и иных ограничений, а также возложение дополнительных обязанностей на субъекты предпринимательской и иной деятельности, способствующих увеличению их издержек.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции) не повлечет увеличения расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции) не потребует принятия, приостановления или признания утратившими силу законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.