Заключение счетной палаты РФ от 16 октября 2015 г. N ЗСП-204/10-04
на проект федерального закона N 825191-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об установлении платы в счет возмещении вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения транспортными средствами, имеющими максимальную массу свыше 12 тонн)
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 825191-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 17 сентября 2015 г. N 252) и Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Законопроектом, внесенным Законодательным Собранием Калужской области, предлагается внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания правовых основ для формирования систем взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, для автомобильных дорог общего пользования как федерального, так и регионального или межмуниципального и местного значения и обеспечить поступление дополнительных финансовых средств в дорожные фонды субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 68-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения, предусматривающие взимание платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, вступают в силу с 15 ноября 2015 года.
Размер и правила взимания платы установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн".
В соответствии с Постановлением взимание платы будет осуществляться при условии заключения оператором с владельцем транспортного средства договора об оказании услуг по расчету платы и обеспечению перечисления ее в федеральный бюджет на основании сведений о транспортном средстве. Также предусматривается предоставление владельцу транспортного средства на безвозмездной основе бортового устройства на период проезда, которое позволяет при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Вводится понятие "системы взимания платы", которая будет представлять собой совокупность технически и технологически связанных объектов, обеспечивающих для целей взимания платы сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
В связи с неготовностью указанной системы срок вступления в силу соответствующих норм неоднократно переносился (с 1 января 2013 года на 1 ноября 2014 года, а затем на 15 ноября 2015 года). Кроме того, в материалах к законопроекту отсутствует информация о готовности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к введению взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального и местного значения.
Таким образом, введение системы взимания платы за проезд по региональным и местным автомобильным дорогам общего пользования целесообразно только после отработки системы взимания платы на федеральных автомобильных трассах и проведения анализа ее экономической эффективности.
Счетной палатой Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.