Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 887059-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, А.В. Скочем
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В законопроекте устанавливаются особенности налогообложения операций с ценными бумагами и клиринговой деятельности.
Согласно изменениям в подпункт 15.2 пункта 3 статьи 149 НК РФ от налогообложения НДС будут освобождаться операции, осуществляемые в рамках клиринговой деятельности, по передаче (возврату) имущества, предназначенного для "иного обеспечения". Согласно пояснительной записке к законопроекту под таким обеспечением понимается внесение и возврат имущества при выдаче и погашении сертификата. Учитывая, что в самом Федеральном законе от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" указанные операции обеспечением не являются. Полагаем возможным изложить указанную норму в соответствии с редакцией проектируемого подпункта 13.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 7-ФЗ"
В изменениях в статью 214.3 НК РФ предусматриваются особенности определения налоговой базы вследствие ненадлежащего исполнения (неисполнения) второй части РЕПО. При этом согласно подпункту 1 проектируемого пункта 11.1 статьи 214.3 НК РФ рыночная стоимость клиринговых сертификатов участия определяется исходя из номинальной стоимости сертификата, а расходы продавца по первой части РЕПО признаются равными номинальной стоимости клиринговых сертификатов участия. Полагаем, что указанные два подпункта следует согласовать в части порядка определения стоимости сертификата.
В указанных подпунктах проектируемого пункта 11.1 статьи 214.3 НК РФ слова "в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" предлагаем исключить, поскольку предоставление клиринговых сертификатов участия никакими иными законами не регулируется.
В отношении пункта 6 статьи 214.6 в проектируемой редакции предлагаем слова "постоянного местопребывания" заменить словами "постоянного местонахождения", поскольку в соответствии со статьей 7 НК РФ особенности применения международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения связаны именно с местом нахождения физического лица. Кроме того согласно Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место пребывания физического лица является временным и не может быть постоянным. Также предлагаем изменить проектируемую редакцию пункта 6 статьи 214.6 НК РФ с перечислением всех документов отдельными абзацами. Аналогичное замечание относится к пункту 8 статьи 310.1 НК РФ.
В соответствии с проектируемым абзацем вторым пункта 8 статьи 214.6 НК РФ в качестве условий для применения пониженной налоговой ставки перечисляются: доля участия в капитале, суммы вложения в капитал организации, срок владения соответствующими акциями. Предлагаем данный закрытый перечень условий заменить словами "не зависит от условий владения акциями", что позволит применять данную норму и к иным непоименованным в ней случаям.
Во втором абзаце пункта 8 статьи 214.6 НК РФ слова "информации, подтверждающей соблюдение условий для представления такой ставки" следует заменить словами "информации, подтверждающей применение такой ставки", поскольку налоговая ставка не представляется.
В изменениях в статью 226.1 НК РФ уточняются случаи, когда доверительный управляющий является налоговым агентом. Согласно изменениям в абзац четвертый подпункта 5 пункта 2 статьи 226.1 НК РФ доверительный управляющий будет являться налоговым агентом только, если он является профессиональным участником рынка ценных бумаг "на дату, на которую в соответствии с решением организации определяются лица, имеющие право на получение дохода". В этой связи полагаем возможным уточнить норму, предусматривающую случай, когда доверительный управляющий не является налоговым агентом, внеся аналогичные изменения в абзац четвертый подпункта 3 пункта 2 статьи 226.1 НК РФ. Кроме того предлагаем редакцию проектируемых изменений согласовать с другими нормами НК РФ, заменив ее словами "на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода" (см., например, подпункт 2 пункта 1 статьи 214.8 НК РФ).
В пункте 7 статьи 1 законопроекта предлагается расходы на оплату услуг клиринговых организаций, связанных с выпуском, обслуживанием обращения и погашения клиринговых сертификатов участия, отнести к прочим расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль организаций. Полагаем, что по своей правовой природе указанные расходы относятся к внереализационным, поэтому предлагаем рассмотреть вопрос о включении их в подпункт 4 пункта 1 статьи 265 НК РФ.
В подпункте 1 проектируемой редакции пункта 7 статьи 275 НК РФ уточняются случаи, когда российская организация, осуществляющая выплату доходов в виде дивидендов по акциям, признается налоговым агентом. В данном случае полагаем возможным изложить абзац четвертый указанного подпункта 1 в редакции, аналогичной пункту 5 статьи 226.1 НК РФ.
В статье 2 законопроекта предлагаем предусмотреть переходные положения в отношении клиринговых сертификатов участия, уже выданных после вступления в силу Федерального закона от 29 июня 2015 года N 210-ФЗ.
По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера, которые переданы в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.