Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 472490-6 "О признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (в части отмены взимания платы за посещение физическими лицами территорий заповедников и национальных парков в целях туризма и отдыха),
внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Е.И. Бычковой, А.Н. Грешневиковым, М.В. Емельяновым, О.Л. Михеевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 472490-6 "О признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (в части отмены взимания платы за посещение физическими лицами территорий заповедников и национальных парков в целях туризма и отдыха) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Е.И. Бычковой, А.Н. Грешневиковым, М.В. Емельяновым, О.Л. Михеевым (далее - авторы), и отмечает следующее.
Авторы законопроекта предлагают отменить введенную Федеральным законом от 28 декабря 2014 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" норму о возможности взимания федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление заповедниками и национальными парками, платы за посещение физическими лицами таких территорий в целях познавательного туризма.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "28 декабря 2013 года"
Указанная норма была установлена в Федеральном законе от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях") в целях приведения указанного Федерального закона в соответствие с другими законодательными актами.
Так, возможность взимания платы за посещение физическими лицами территорий заповедников и национальных парков уже установлена, в том числе и Налоговым кодексом Российской Федерации. В пункте 20 части 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что организации, осуществляющие управление заповедниками, ботаническими садами и зоопарками, национальным парками, природным парками и ландшафтными парками, имеют возможность реализации входных билетов и абонементов на посещение культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок.
Кроме того, дефиниция "плата за посещение особо охраняемых природных территорий" не обязательно включает в себя и плату за входные билеты. Чаще всего такая плата государственными учреждениями, осуществляющими управление государственными природными заповедниками и национальными парками, взимается с граждан при пользовании соответствующей инфраструктурой - экскурсионными экологическими тропами и туристическими маршрутами, смотровыми площадками, местами наблюдения за дикими животными, местами отдыха, кемпингами, стоянками. Финансовые средства, полученные государственными учреждениями в виде платы за посещение физическими лицами территорий заповедников и национальных парков, направляются на покрытие части расходов по содержанию и функционированию такой инфраструктуры.
Также, в соответствии с пояснительной запиской, авторы обеспокоены, тем, что взимание платы за посещение физическими лицами территорий заповедников и национальных парков в целях туризма и отдыха существенно ограничивает малообеспеченным гражданам возможность их посещения, создает препятствия для экологического просвещения населения.
Здесь следует учитывать, что Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" взимание платы предусмотрено за посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников и национальных парков исключительно в целях туризма и отдыха, в то время как эколого-просветительская работа, направленная на формирование экологической культуры населения (организация и проведение детских экологических лагерей и экспедиций; организация работы школьных лесничеств; создание и организация работы юннатских кружков; проведение школьных полевых практик; проведение школьных экскурсий на ООПТ; проведение тематических занятий со школьниками; организация конкурсов, викторин, олимпиад, конференций; привлечение школьников к участию в экологических праздниках и акциях; организация и проведение тематических семинаров и методических консультаций для учителей (в первую очередь для преподавателей биологии, экологии, географии и краеведения); участие в организации и проведении курсов повышения профессиональной квалификации преподавателей; проведение специализированных мероприятий, приуроченных к природоохранным праздникам и акциям) ведется государственными учреждениями, осуществляющими управление государственными природными заповедниками и национальными парками, без взимания платы с граждан.
Таким образом, рассматриваемая норма не повлечет негативных последствий для экологического просвещения населения, а также будет способствовать повышению качества услуг, предоставляемых на территориях заповедников и национальных парков, тем самым обеспечивая успешное и эффективное развитие внутреннего туризма в стране.
На основании изложенного, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии не поддерживает принятие проекта федерального закона N 472490-6 "О признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (в части отмены взимания платы за посещение физическими лицами территорий заповедников и национальных парков в целях туризма и отдыха), внесенного депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Е.И. Бычковой, А.Н. Грешневиковым, М.В. Емельяновым, О.Л. Михеевым и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.