Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 547855-6 "О внесении изменений в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации",
внесенный депутатом ГД С.Е. Вайнштейном
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрен проект федерального закона N 547855-6 "О внесении изменений в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы С.Е. Вайнштейном, Д.И. Савельевым, Д.Ю. Носовым.
Названный законопроект направлен на расширение перечня лиц, в отношении которых не может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, если они не подозреваются или обвиняются в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Помимо несовершеннолетних, указанную меру пресечения в части второй статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предлагается не применять к женщинам, имеющим детей до трех лет; женщинам, находящимся в состоянии беременности на срок свыше 22 недель; лицам, достигшим семидесятилетнего возраста; лицам, признанным инвалидами первой группы.
Ограничительный порядок применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в части второй статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установлен в целях повышенной защиты лиц этой категории в уголовном процессе. Необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена их возрастными особенностями.
Распространение такого порядка избрания мер пресечения в виде заключения под стражу на других лиц, которые в законопроекте дифференцированы в зависимости от различных характеризующих подозреваемого или обвиняемого обстоятельств, по мнению Комитета, представляется излишним.
Указанные обстоятельства предусмотрены статьей 99 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с названной нормой при избрании меры пресечения, в том числе в виде заключения под стражу, должны учитываться тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, род занятий и другие обстоятельства.
Кроме того, часть первая статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" предписывает избирать меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершение преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание виде лишения свободы на срок свыше трех лет, лишь при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2013 года N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога" также обратил внимание судов при избрании заключения под стражу в качестве меры пресечения на необходимость учета положений статьи 99 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также на возможность избрания более мягкой меры пресечения.
При этом Комитет отмечает, что положения законопроекта не согласуются с пунктами 1 - 4 части первой статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с этим в случае внесения данных изменений часть вторую статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации может возникнуть ситуация, когда мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении перечисленных в законопроекте лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, не может быть избрана даже в тех случаях, если, например, лицо нарушило ранее избранную меру пресечения или скрылось от органов расследования или суда.
Кроме того, законопроектом не предусматривается возможность избрания мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении указанных категорий лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести.
По мнению Комитета, предлагаемое правовое регулирование создаст условия для злоупотребления такими лицами своими правами, что может отрицательно сказаться на безопасности потерпевших и свидетелей, на разумных сроках уголовного судопроизводства, а также воспрепятствует всестороннему, полному и объективному расследованию обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 547855-6 "О внесении изменений в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" отклонить.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.