Заключение Счетной палаты РФ от 30 сентября 2015 г. N ЗСП-185/12-03
на проект федерального закона N 842219-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьи 47 и 82 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 842219-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьи 47 и 82 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 14 сентября 2015 г. N 251) и статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Законопроектом, внесенным Правительством Российской Федерации, предусматривается:
внесение изменений в статьи 2, 69 и 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), предоставляющих преподавателям медицинских образовательных организаций высшего образования и научным работникам научных медицинских организаций, обладающим необходимой квалификацией и опытом, право осуществлять медицинскую деятельность при проведении ими практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского и фармацевтического образования (при условии их соответствия общим требованиям, дающим право на занятие такой деятельностью);
внесение изменений в статью 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), предусматривающих включение работ по практической подготовке обучающихся и иных видов работ, соответствующих федеральным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям, в рабочее время педагогических работников, а также изменений в статью 82 Федерального закона N 273-ФЗ, конкретизирующих существенные условия договора между образовательной и медицинской организациями при практической подготовке обучающихся и устанавливающих полномочия Минздрава России по утверждению типовой формы такого договора.
В целом поддерживая концепцию законопроекта, полагаем необходимым в его тексте предусмотреть положение, устанавливающее, что в случае осуществления научными и педагогическими работниками медицинской деятельности она является обязательной для включения ее в трудовой договор в качестве отдельной трудовой функции с определением объемов и видов предоставляемой медицинской помощи.
Кроме того, согласно предлагаемым законопроектом изменениям в статьи 69 и 100 Федерального закона N 323-ФЗ на педагогических и научных работников при осуществлении ими медицинской деятельности распространяются права медицинских работников.
При этом в соответствии со статьей 72 Федерального закона N 323-ФЗ медицинские работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам.
Так, в частности, согласно статье 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусматривается право на досрочное назначение страховой пенсии.
Таким образом, согласно законопроекту указанные лица могут претендовать на досрочное назначение страховой пенсии, предоставляемой медицинским работникам, что может повлечь дополнительные расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Кроме того, в случае установления Правительством Российской Федерации дополнительных гарантий и социальных льгот для медицинских работников право на них согласно законопроекту автоматически получат также педагогические и научные работники.
Однако финансово-экономическое обоснование к законопроекту указывает на отсутствие необходимости выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Также представляется неясной и содержащей риски расширения круга лиц, претендующих на льготы, процедура реализации педагогическими и научными работниками прав, предоставленных медицинским работникам.
С учетом изложенного законопроект может быть поддержан при условии его доработки ко второму чтению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.