Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 526366-6 "О внесении изменений в главу 21 и главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от федеральных налогов предприятий в сфере производства и логистики, открывающихся на территории городов-героев и городов воинской славы Российской Федерации в период с 2015 по 2021 годы)",
внесенный депутатом Государственной Думы А.В. Казаковым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), предусматривающих предоставление права на освобождение от обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и налога на прибыль организаций организациям, в том числе иностранным, создаваемым в период с 01.01.2015 по 01.01.2021 на территории городов - героев Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), городов воинской славы Российской Федерации в сфере производства, переработки и реализации товаров (продукции), за исключением подакцизных, в сфере деятельности по перевозке и складированию товаров (логистике) сроком на 10 лет с момента фактического начала производственной деятельности.
Утверждение порядка заявления на получение указанных видов освобождения и порядка реализации этого права предлагается возложить на Правительство Российской Федерации.
Одновременно предлагается дополнить статью 143 "Налогоплательщики" Налогового кодекса нормой, в соответствии с которой указанные организации не признаются налогоплательщиками НДС в течение 10 лет с начала производственной деятельности.
Таким образом, автором законопроекта предлагаются две взаимоисключающие нормы: с одной стороны им предлагается указанные выше организации не признавать налогоплательщиками НДС, а с другой - предусмотреть освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС только в случае заявления ими права на это.
При этом, как следует из пояснительной записки к законопроекту, его автором освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС воспринимается как возможность не уплачивать суммы налога в бюджет.
Вместе с тем, указанное освобождение подразумевает отсутствие расчетов по НДС продавцами и покупателями товаров (работ, услуг), не освобождая налогоплательщиков от обязанности по уплате в бюджет сумм НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса. При этом, при приобретении товаров (работ, услуг) указанные организации не будут иметь право на вычет сумм НДС, предъявленных им продавцами этих товаров (работ, услуг), поскольку согласно положениям статьи 170 Налогового кодекса суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в случае их приобретения лицами, не являющимися плательщиками НДС либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога.
Законопроектом предусматривается освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС и налога на прибыль организаций не только для российских, но и для иностранных организаций, создаваемых в период с 01.01.2015 по 01.01.2021 на территории городов-героев Российской Федерации или городов воинской славы. Вместе с тем, данное положение не согласуется с содержащимся в статье 11 Налогового кодекса определением иностранной организации, из которого следует, что иностранные организации на территории городов-героев Российской Федерации или городов воинской славы созданы быть не могут.
Согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Однако финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит оснований, подкрепленных необходимыми расчетами, свидетельствующих о необходимости освобождения от налогообложения НДС и налогом на прибыль организаций, образованных именно на территории городов-героев и городов воинской славы Российской Федерации.
Не приводятся в финансово-экономическом обосновании к законопроекту и суммы выпадающих доходов федерального и региональных бюджетов в связи с принятием законопроекта. Между тем, его принятие может привести к массовой перерегистрации организаций с целью получения освобождения от налогообложения налогом на прибыль организаций, что приведет к выпадающим доходов субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены вышеупомянутые города. Принятие законопроекта приведет также и к выпадающим доходам федерального бюджета в связи со снижениями доходов от поступлений НДС и налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 526366-6 "О внесении изменений в главу 21 и главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от федеральных налогов предприятий в сфере производства и логистики, открывающихся на территории городов-героев и городов воинской славы Российской Федерации в период с 2015 по 2021 годы)".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.