Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 996741-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (в части повышения гарантий прав вкладчиков - физических лиц в банках Российской Федерации)"
Досье на проект федерального закона
Разработка данного проекта закона была обусловлена текущей финансово-экономической ситуацией в Российской Федерации.
В настоящее время российская экономика, в том числе и банковский сектор, испытывает острое давление из-за обвала национальной валюты.
Тем не менее, по данным Центрального банка РФ за 2015 г., более 70% российских вкладчиков предпочитают открывать счета именно в национальной валюте. Это связано как с ростом курса доллара и евро, так и с санкциями Запада и новациями в отечественном законодательстве, из-за которых, бизнесмены и чиновники вынуждены открывать рублевые счета в российских банках. Подавляющее большинство россиян открывает счета в банках для гарантированного сохранения своих сбережений. Ведь, если не хранить деньги в надежных рублевых вкладах, то, гражданам, имеющим финансовые накопления, остается лишь покупать доллары или евро. В результате произойдет изъятие из оборота средств, которые могли бы работать на благо страны.
С 29 декабря 2014 г., в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2014 N 451-ФЗ (ред. от 20.04.2015) "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", увеличившему лимит страховой ответственности до 1 400 000 руб., у граждан выросло доверие к отечественному банковскому сектору. Однако, в условиях стремительного падения курса национальной валюты (ее обесценивания), этой предельной суммы компенсации по вкладам становится недостаточно для обеспечения гарантий прав вкладчиков. По прогнозам экономистов, в 2016 году рубль обесценится, как минимум, втрое по сравнению с прошлогодними показателями. В силу этого, мы предлагаем, увеличить сумму гарантированной выплаты с 1 400 000 руб. до 5 000 000 руб.
Создание настоящего проекта федерального закона было продиктовано необходимостью соблюдения конституционных принципов об охране частной собственности, установленных ст. 35 Конституции РФ, а также повышения уровня доверия к кредитно-банковской системе Российской Федерации, усовершенствования и дальнейшего перспективного развития отечественной финансовой системы.
Механизм для возможного последующего увеличения суммы гарантий уже был заложен в обозначенным выше Федеральном законе от 29.12.2014 N 451-ФЗ. Таким образом, если в дальнейшем возникнет необходимость в пополнении фонда АСВ, то все, необходимое на законодательном уровне уже сделано: и банки можно будет докапитализировать на 1 трлн рублей через АСВ с использованием механизма ОФЗ (облигации федерального займа) (за исключением Сбербанка, т.е. в случае необходимости Сбербанк будет докапитализироваться через банк России).
В общепринятой мировой практике система гарантирования (страхования) средств физических и юридических лиц на счетах и во вкладах в кредитных учреждениях широко известна банковскому праву и является одним из существенных моментов поддержания стабильности банковской системы. В частности, в Директиве 94/19/ЕС Европейского парламента и Совета от 30 мая 1994 г. отмечено, что гарантирование депозитов является основой достижения завершенности внутреннего рынка и необходимой составляющей системы надзора за кредитно-финансовыми учреждениями в силу обеспечиваемой им солидарности всех учреждений одного финансового рынка в случае ненадлежащего исполнения обязательств одним их них. В соответствии с указанной Директивой установлено, что государства - члены Европейского Сообщества должны создать и поддерживать функционирование на своей территории одной или нескольких систем гарантирования депозитов.
При этом, и в Российской Федерации важнейшей правовой формой привлечения свободных денежных средств населения по-прежнему является договор банковского вклада, который позволяет извлекать выгоду и вкладчику, и банку, и иным субъектам гражданских правоотношений. При благоприятной экономической конъюнктуре и росте денежного предложения средства вкладчиков становятся более удобным и дешевым способом увеличения объема собственных ресурсов кредитных организаций.
В настоящее время россияне оказались перед выбором: либо делить общую сумму вкладов на несколько частей из разных валют, либо открывать счета в разных российских банках, чтобы получить компенсацию при наступлении страхового случая. Таким образом, предложенное в данном законопроекте увеличение гарантированной суммы возврата при наступлении страхового случая до 5 000 000 руб. сможет не только улучшить социальную защищенность населения, но и укрепить позицию российской банковской системы в силу притока дополнительных финансовых средств, поскольку данный лимит ответственности наибольшим образом отвечает среднестатистической сумме требований кредиторов банков.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (в части повышения гарантий прав вкладчиков - физических лиц в банках Российской Федерации)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"( в части повышения гарантий прав вкладчиков - физических лиц в банках Российской Федерации)" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (в части повышения гарантий прав вкладчиков - физических лиц в банках Российской Федерации)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"( в части повышения гарантий прав вкладчиков - физических лиц в банках Российской Федерации)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.