Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 791918-6 "О внесении изменений в отдельные главы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенному депутатами Государственной Думы С.А. Дорониным, М.А. Шингаркиным, И.Н. Игошиным, А.Д. Тычининым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В связи с предлагаемым в статье 1 проекта изменением в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) отмечаем, что согласно пункту 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса административная ответственность устанавливается по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Занятие попрошайничеством законодательством Российской Федерации не запрещено, однако признано антиобщественным действием (см., например, статью 1 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", статью 151 Уголовного кодекса Российской Федерации). Обращаем внимание, что в некоторых субъектах Российской Федерации законодательно запрещено приставание к гражданам с целью попрошайничества (статья 14 Закона Кировской области от 2 ноября 2007 года N 181-ЗО "О профилактике правонарушений в Кировской области", статью 9 Закона Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года N 431-з "Об охране общественного порядка в Республике Башкортостан"). Субъектами Российской Федерации также установлена административная ответственность за попрошайничество и за приставание к гражданам с целью попрошайничества (например, статья 47 Кодекса Костромской области об административных правонарушениях, статья 2.10 Областного закона Ростовской области от 25 октября 2002 года N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", статья 3.8 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, статья 6.8 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года N 388-ЗТО "Об административных правонарушениях в Тульской области", статья 5.6 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года N 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области"). В связи с изложенным обоснованность установления административной ответственности за попрошайничество в той или иной форме в Кодексе нуждается в дополнительном обсуждении.
Следует учитывать, что понятия "вербальные" и "невербальные", указанные в части 1 проектируемой статьи 20.33 Кодекса (пункт 1 статьи 1 проекта) в законодательстве Российской Федерации не используются.
Нуждается в уточнении диспозиция состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 данной статьи, поскольку неясно, каким образом вербальные и невербальные просьбы о передаче денег и другого имущества (часть 1) могут повлечь причинение вреда здоровью животного или причинение ему смерти.
Также обращаем внимание, что в Кодексе уже имеется статья 20.33.
Помимо этого следует учесть, что при дополнении абзаца первого пункта 1 статьи 3.5 и статьи 23.3 Кодекса новой статьей нет необходимости излагать данные структурные единицы в новой редакции целиком.
Поскольку органы внутренних дел (полиции) проектом наделяются правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.33 (статья 3 проекта), оговаривать отдельно право их должностных лиц на составление протоколов об указанных правонарушениях (статья 4 проекта) нет необходимости в силу части 1 статьи 28.3 Кодекса.
Исходя из статьи 1.7 Кодекса, определяющей действие законодательства об административных правонарушениях во времени, часть 2 статьи 2 проекта представляется излишней.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "часть 2 статьи 2" следует читать "часть 2 статьи 5"
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.