Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 997875-6 "О внесении изменения в статью 136 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект "О внесении изменения в статью 136 Трудового кодекса Российской Федерации" разработан на основании анализа судебной и административной практики, обращений избирателей, с целью устранения пробела в законодательстве и дальнейшего усиления защиты трудовых прав работников, при реализации их прав на ежегодный трудовой отпуск, и своевременную его оплату.
В действующей редакции статьи 136 Трудового Кодекса Российской Федерации указано, что оплата отпуска работнику производится не позднее чем за три дня до его начала. С учетом того, что согласно статье 123 Кодекса, очередность предоставления отпусков определяется в соответствии с заранее утвержденным графиком, данная норма защищает права работника, включенного в график отпусков, своевременно получить оплату за отпуск.
Вместе с тем, вследствие ряда объективных и субъективных причин, многие работники подают заявления о предоставлении отпуска не по графику, а в наиболее удобное им время, часто за день или два до начала отпуска. В результате, оплата за отпуск, не по вине работодателя, начисляется с нарушением установленного трехдневного срока.
Анализ административной и судебной практики свидетельствует о выявлении множества случаев несвоевременной оплаты отпускных, вследствие подачи заявления позднее трехдневного срока.
Автоматически, идя навстречу сотруднику, организация становится правонарушителем, и при проверке Государственной трудовой инспекции подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и материальной ответственности по ст. 236 Трудового Кодекса РФ. Обоснование о поздней подаче заявления, показания самих работников, что они сами поздно подали заявления на отпуск и не возражали против незамедлительного предоставления отпуска и начисления оплаты повсеместно не учитываются судами, и организациям назначаются значительные штрафы.
В результате многие предприятия вынуждены отказывать в предоставлении отпуска работникам в указанную ими дату, если заявление подано позднее чем за три дня до даты отпуска.
У предприятия имеется право согласно ч. 2 статьи 124 Трудового кодекса РФ переноса даты отпуска в случае невозможности выплатить отпускные в положенный срок. Но оно может быть реализовано лишь по согласию с работником, тогда как работник вправе настаивать именно на необходимой ему дате.
При этом значительному количества лиц законодательством полагается предоставлять ежегодный отпуск по заявлению в удобное для них время а не по графику. К ним относятся:
- несовершеннолетние (ст. 267 ТК РФ);
- почетные доноры (ст. 11 Федерального закона от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов");
- "чернобыльцы" (п. 5 ст. 14 Федерального закона от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС");
- совместители - им отпуск предоставляется одновременно с отпуском на основной работе (ч. 1 ст. 286 ТК РФ);
- мужья в период нахождения жен в отпуске по беременности и родам (ч. 4 ст. 123 ТК РФ);
- женщины непосредственно перед отпуском или после отпуска по беременности и родам (ст. 260 ТК РФ);
- супруги военнослужащих - отпуск предоставляется одновременно с супругом (п. 11 ст. 11 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
И это далеко не полный перечень работников, которые могут выбрать удобное время начала отпуска. Также в ряде случаев работник по согласованию с работодателем вправе рассчитывать на получение отпуска например в связи получением горящей путевки, заболеванием родственников, когда он по ряду причин не может или не желает брать неоплачиваемый отпуск.
Таким образом вследствие пробела законодательства нарушаются права работников и происходит конкуренция норм. Так как в случае исполнения требований работника о предоставлении отпуска при подаче заявления позднее чем за три дня до его начала, юридическое лицо становится нарушителем. Также оно может быть признано нарушителем и при непредоставлении отпуска льготной категории работников в указанную ими дату, если заявление подано поздно.
В связи с этим, проектом предлагается устранить данное противоречие путем дополнения статьи 136 нормой, что в случае подачи работником заявления на отпуск менее чем за три дня до его начала, его оплата производится не позднее чем через три рабочих дня после поступления заявления работодателю.
Внесение предлагаемых изменений не повлечет каких-либо расходов, покрываемых за счет бюджетов любых уровней. Не потребуется также внесения изменений в законодательные акты Российской федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона ""О внесении изменения в статью 136 Трудового кодекса Российской Федерации"
Реализация проекта Федерального закона "О внесении изменения в статью 136 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 136 Трудового кодекса Российской Федерации"
С принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 136 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребуется отмена, приостановление, дополнение или изменение актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.