Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 10684-5 "О внесении изменений в статьи 17 и 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(в части предоставления дополнительной жилой площади инвалидам),
внесенный Законодательным Собранием Пермского края
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 11.03.2013 года (выписка из протокола N 82, п. 79) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству - соисполнитель (далее - Комитет) в рамках своей компетенции рассмотрел проект федерального закона N 10684-5"О внесении изменений в статьи 17 и 282 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части предоставления дополнительной жилой площади инвалидам), внесенный Законодательным Собранием Пермского края 01.02.2008 (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 17 и статью 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающие обеспечение за счет средств федерального бюджета инвалидов, и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от времени постановки на учет. В настоящее время инвалиды, вставшие на учет до 1 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, т.е. в зависимости от места жительства и в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В то же время, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилом помещении, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, отнесены законодателем к определенной категории граждан, которым установлены дополнительные меры социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.
Соответственно, постановка на учет до 1 января 2005 года или после этой даты не может являться надлежащей основой для введения различий в правах, предоставляемых гражданам, относящимися к одной и той же категории. Любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства, в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели.
Безусловно, изменение порядка предоставления жилых помещений вышеуказанной категории граждан, потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, в то время как законопроект не содержит положений по источникам их финансирования.
Законопроектом предлагается также внести изменения в абзац 13 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающее предоставление скидки на оплату жилого помещения не ниже 50% независимо от форм собственности жилищного фонда.
Распространение льготы в виде 50-процентной скидки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, на оплату жилого помещения вне зависимости от принадлежности жилищного фонда заслуживает поддержки, т.к. в настоящее время такое право предоставлено гражданам указанной категории, проживающим в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда, т.е. инвалиды, занимающие жилые помещения по договорам социального найма, и инвалиды, являющиеся собственниками жилых помещений, при получении мер социальной поддержки со стороны государства поставлены в неравное положение.
Граждане из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения не имеют (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года).
В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона, полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг данной категории граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Им предоставлено право определять порядок и форму (денежную или натуральную) предоставления данных мер социальной поддержки.
Для реализации данного полномочия органам государственной власти субъекта Российской Федерации выделяются субвенции из федерального бюджета.
Принятие законопроекта повлечет увеличение численности граждан, претендующих на указанную скидку, что потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета, в то время как законопроект не содержит нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации гражданам предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в случае, если их расходы на эти цели, с учетом льгот, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Таким образом, проживающие в приватизированных и других частных жилых помещениях инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, в случае признания их в установленном порядке малоимущими гражданами имеют право на получение указанных субсидий.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству полагает целесообразным доработать законопроект с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.