Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 949282-6 "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(в части создания централизованной системы государственного контроля в сфере здравоохранения),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 14 декабря 2015 года (протокол N 274, пункт 160) Комитет Государственный Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 949282-6 "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект разработан в целях создания единой системы государственного контроля за качеством работы медицинских и фармацевтических организаций путем централизации надзорных полномочий в компетенции Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее - Росздравнадзор).
В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) проведение лицензионного контроля является составной частью лицензирования и осуществляется в отношении как соискателей лицензии, так и лицензиатов. Кроме того, к лицензированию относится деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
Медицинская и фармацевтическая деятельность (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию на основании статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ.
В настоящее время полномочия по проведению лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности и осуществлению лицензионного контроля закреплены Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) и осуществляются Росздравнадзором и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом Росздравнадзор осуществляет полномочия по лицензионному контролю лишь в отношении медицинских и фармацевтических организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
Вводимые в Федеральный закон N 323-ФЗ нормы передают Росздравназдору полномочия по лицензионному контролю лицензиатов независимо от их ведомственной принадлежности, сохраняя за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по лицензионному контролю соискателей лицензий, предоставлению и переоформлению лицензий, предоставлению дубликатов и копий лицензий, прекращению действия лицензий, формированию и ведению реестров выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий, утверждению форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждению форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, а также по предоставлению информации по вопросам лицензирования.
Таким образом, принятие законопроекта позволит разграничить разрешительные и контрольно-надзорные функции между органами государственной власти, а Росздравнадзор будет наделен полномочиями по осуществлению контрольных мероприятий в отношении всех имеющих лицензии медицинских и фармацевтических организаций, используя единый подход к оценке качества оказания медицинской помощи и осуществления фармацевтической деятельности.
Для создания и обеспечения функционирования централизованной системы государственного контроля за качеством работы медицинских и фармацевтических организаций предполагается увеличение штатной численности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, а также объема дополнительных бюджетных ассигнований на эти цели в размере 191 421,6 тыс. рублей, в том числе 91 523,4 тыс. рублей - расходы на оплату труда.
Реализация положений закона будет осуществлена в пределах средств, предусмотренных консолидированным бюджетом, за счет уменьшения единой субвенции федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья с одновременным увеличением лимитов бюджетных ассигнований Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения в размере не более 191 421,6 тыс. рублей.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 949282-6 "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 19 января 2016 года, протокол N 101.
Председатель Комитета |
С.И. Фургал |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.