Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 930770-6 "О ратификации Конвенции о работе на условиях неполного рабочего времени (Конвенции N 175)",
внесенный Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 930770-6, внесенный Правительством Российской Федерации, предусматривает ратификацию Конвенции о работе на условиях неполного рабочего времени (Конвенции N 175), принятой 81-й сессией Генеральной конференции Международной организации труда (МОТ) 24 июня 1994 года в Женеве и вступившей в силу 28 февраля 1998 года. На сегодняшний день указанная конвенция ратифицирована 14 странами - членами МОТ. Для ее вступления в силу в Российской Федерации она подлежит ратификации на основании положений подпункта "б" пункта 1 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку ее предметом являются основные права и свободы гражданина.
В соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы Конвенция N 175 включена в перечень конвенций МОТ, по которым стороны социального партнерства приняли на себя обязательства провести консультации об их возможной ратификации Российской Федерацией.
Конвенция N 175 направлена на защиту прав трудящихся, занятых неполное рабочее время, в таких областях, как доступ к занятости, условия труда и социальное обеспечение.
Конвенция определяет термин "трудящийся, занятый неполное рабочее время" как работающее по найму лицо, нормальная продолжительность рабочего времени которого меньше нормальной продолжительности рабочего времени трудящихся, занятых полное рабочее время и находящихся в сравнимой ситуации.
Не считаются трудящимися, занятыми неполное рабочее время, трудящиеся, занятые полное рабочее время, но оказавшиеся в условиях частичной безработицы вследствие имеющего коллективный характер временного сокращения нормальной продолжительности их рабочего времени по экономическим, техническим или структурным причинам.
В Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ) имеются нормы, описывающие обе эти категории работников.
Согласно статье 93 ТК РФ неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя) может устанавливаться по соглашению сторон трудового договора как при приеме на работу, так и впоследствии.
В ряде случаев работодатель обязан устанавливать неполное рабочее время по просьбе работника: по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи.
Согласно части 5 статьи 74 ТК РФ в случаях, когда изменения организационных или технологических условий труда могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.
Таким образом, гарантии, предоставляемые в соответствии с Конвенцией, должны распространяться на работников, которым неполное рабочее время установлено в порядке, предусмотренном статьей 93 ТК РФ, и не должны распространяться на тех, для кого режим неполного рабочего времени введен на основании статьи 74 ТК РФ.
Основной целью Конвенции N 175 является обеспечение трудящимся с режимом неполного рабочего времени тех же, насколько это возможно, условий труда, что и трудящимся, занятым полное рабочее время.
Работа на условиях неполного рабочего времени воспринимается, с точки зрения Конвенции N 175, в качестве меры, направленной на увеличение занятости, поэтому согласно статьям 9 и 10 Конвенции государствами - членами должны приниматься меры, облегчающие доступ к производительной и свободно избранной работе на условиях неполного рабочего времени, отвечающей интересам как предпринимателей, так и трудящихся, при условии:
- обеспечения предусмотренной Конвенцией N 175 правовой охраны;
- осуществления перехода с работы на условиях полного рабочего времени на работу на условиях неполного рабочего времени или наоборот добровольно, в соответствии с национальными законодательством и практикой.
Меры, облегчающие доступ к производительной и свободно избранной работе на условиях неполного рабочего времени, должны включать:
- пересмотр законодательства, способного воспрепятствовать работе на условиях неполного рабочего времени, или даче согласия на нее, или вызвать негативное отношение к ней;
- использование служб занятости для выявления имеющихся возможностей трудоустройства на условиях неполного рабочего времени и ознакомления с ними в ходе информационной деятельности и деятельности по трудоустройству;
- особое внимание в рамках политики в области занятости к нуждам и пожеланиям отдельных групп, таких как безработные, работники с семейными обязанностями, пожилые работники, работники-инвалиды и работники, посещающие курсы общего образования или профессиональной подготовки.
Все перечисленные условия и меры действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены.
Так, согласно положениям статьи 5 Конвенции N 175 трудящиеся с неполным рабочим временем не должны получать, единственно по причине того, что они заняты неполное рабочее время, основную зарплату, которая при расчете почасово, по выработке или сдельно была бы меньше, чем рассчитываемая тем же методом основная зарплата трудящихся, занятых полное рабочее время и находящихся в сравнимой ситуации.
ТК РФ не содержит подобной оговорки, но, учитывая положение о пропорциональной оплате отработанного времени или оплате в зависимости от выполненного объема работ (часть 2 статьи 93 ТК РФ), можно сделать вывод о том, что оплата производится по ставкам, равным ставкам работников, занятых полное рабочее время, что в целом соответствует как Конвенции, так и одному из основных принципов трудового права - равной оплате за труд равной ценности, закрепленному в статье 22 ТК РФ.
Согласно статье 4 Конвенции N 175 должны приниматься меры для обеспечения того, чтобы трудящиеся, занятые неполное рабочее время, пользовались такой же защитой, как и находящиеся в сравнимой ситуации трудящиеся, занятые полное рабочее время, в отношении права на организацию, права на ведение коллективных переговоров и права на деятельность в качестве представителей трудящихся, безопасности и гигиены труда, а также в отношении дискриминации в области труда и занятий.
В соответствии с частями первой и второй статьи 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав, никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Согласно статье 21 ТК РФ работник имеет право на объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов; участие в управлении организацией в предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах; ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений; рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда. Корреспондирующие обязанности работодателя закреплены в ТК РФ в статье 22 ТК РФ, разделе II "Социальное партнерство в сфере труда", разделе Х "Охрана труда".
Конвенция N 175 требует, чтобы предусмотренные законом системы социального обеспечения лиц, занятых профессиональной деятельностью, были приспособлены таким образом, чтобы трудящиеся, занятые неполное рабочее время, пользовались условиями, эквивалентными тем, которыми пользуются трудящиеся, занятые полное рабочее время и находящиеся в сравнимой ситуации. Эти условия могут определяться пропорционально продолжительности рабочего времени, взносам или заработку, или другими методами, соответствующими национальным законодательству и практике (статья 6 Конвенции N 175).
Кроме того, статья 7 Конвенции N 175 предусматривает, что трудящимся, занятым неполное рабочее время, должны быть предоставлены условия, эквивалентные тем, которые имеют трудящиеся, занятые полное рабочее время и находящиеся в сравнимой ситуации, в следующих областях:
- защита материнства;
- прекращение трудовых отношений;
- ежегодный оплачиваемый отпуск и оплачиваемые праздничные дни;
- отпуск по болезни.
При этом соответствующие денежные выплаты могут рассчитываться пропорционально продолжительности рабочего времени или заработку.
ТК РФ, в свою очередь, содержит норму, устанавливающую, что работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав (часть 3 статьи 93 ТК РФ).
Законодательство Российской Федерации распространяет существующие системы социального обеспечения на все категории работников. Так, к примеру, по заявлению женщины или лиц, указанных в части второй статьи 256 ТК РФ (отца ребенка, бабушки, деда, другого родственника или опекуна, фактически осуществляющего уход за ребенком), во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. Аналогичные нормы содержатся в статье 13 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в статье 11.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Для работников, которые трудятся на условиях неполного рабочего времени, средний заработок для целей исчисления государственных пособий определяется по общим правилам пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица (статья 14 Закона N 255-ФЗ).
Таким образом, можно сделать вывод, что российское законодательство в целом отвечает требованиям Конвенции N 175. Кроме того, Российская Федерация является участницей Конвенции N 100 "Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности", Конвенции N 111 "Относительно дискриминации в области труда и занятий", Конвенции N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями", положения которых легли в основу Конвенции N 175.
В то же время, в отечественной практике отсутствует один из предусмотренных Конвенцией элементов регулирования трудовых отношений работников, занятых неполное рабочее время.
Согласно статье 3 Конвенции N 175 государство - член может после консультации с представительными организациями заинтересованных работодателей и трудящихся исключить полностью или частично из сферы применения Конвенции отдельные категории трудящихся или подразделений, если ее применение к ним вызывает особые проблемы существенного характера.
Эта норма конкретизируется в статье 8 Конвенции, в которой делается оговорка, что трудящиеся, занятые неполное рабочее время, продолжительность рабочего времени или заработки которых ниже установленной минимальной нормы, могут исключаться государством - членом:
- из сферы применения любых предусмотренных законом систем социального обеспечения, охватывающих лиц, занятых профессиональной деятельностью, но не в отношении пособий в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием;
- из сферы действия любых защитных мер в сфере прекращения трудовых отношений и предоставления отпусков, кроме тех, которые определены предусмотренными законом системами социального обеспечения.
При этом указанные минимальные нормы должны быть достаточно низкими, чтобы не исключать неоправданно большое число трудящихся, занятых неполное рабочее время.
Российское законодательство каких-либо изъятий в части гарантий работникам, занятым неполное рабочее время, не содержит. Но в связи с тем, что в силу свободы трудового договора продолжительность работы может быть сколь угодно малой, на практике вполне возможны проблемы предоставления таким работникам всех без исключения предусмотренных Конвенцией гарантий в полном объеме.
В связи с этим Правительству Российской Федерации при подготовке соответствующих докладов в Международную организацию труда следует совместно с представителями общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей детально проанализировать особенности реализации на практике положений Конвенции N 175, включая возможные трудности в предоставлении предусмотренных Конвенцией гарантий всем без исключения работникам, занятым неполное рабочее время, независимо от продолжительности их работы и размера получаемой заработной платы.
Кроме того, для наиболее полной реализации целей Конвенции N 175 следует, в соответствии с частью 3 статьи 9 Конвенции, обеспечить проведение исследований и распространение информации о том, в какой степени работа на условиях неполного рабочего времени отвечает экономическим и социальным целям работодателей и работников.
Потребует также совершенствования практика работы службы занятости населения в части реализации мер, облегчающих доступ к производительной и свободно избранной работе на условиях неполного рабочего времени, как того требуют пункты "b" и "c" части 2 статьи 9 Конвенции.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в заключении по рассматриваемому законопроекту сообщает, что замечаний по нему не имеется.
Комитет Совета Федерации по социальной политике концепцию проекта федерального закона поддерживает.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), представляющая общероссийские объединения профсоюзов, поддерживает законопроект.
Сторона РТК, представляющая общероссийские объединения работодателей, в целом поддерживает проект федерального закона, но высказывает мнение о необходимости приведения в соответствие с нормами Конвенции N 175 положений статьи 74 ТК РФ.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 930770-6 "О ратификации Конвенции о работе на условиях неполного рабочего времени (Конвенции N 175)".
Председатель Комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.